Научный симпозиум «Дальний Восток России и Северо-Восток Китая в начале ХХI века: сравнительный анализ тенденций и результатов развития»

Мероприятие, проведенное по инициативе Совета молодых ученых ИИАЭ, собрало специалистов, занимающихся вопросами региональной политики Москвы и Пекина, из ИИАЭ, а также ВГУЭС и ДВФУ. Работа велась в рамках нескольких проблемных блоков: от анализа концептуальных и нормативных основ региональной политики до демографического и социально-экономического положения в смежных регионах России и Китая.

Симпозиум собрал порядка 20 человек, активно участвующих в обсуждении докладов каждого проблемного блока. Собравшиеся попытались объяснить процессы, происходившие на Дальнем Востоке РФ и Северо-Востоке КНР с начала 2000-х годов и дать свою оценку подходам и механизмам реализации региональной политики.

Симпозиум открыл теоретический доклад к.и.н. Л.Е. Козлова «Региональная политика и программно-целевой метод в государственном управлении: теория и практика». Исследователь заострил внимание на причинах появления в государствах региональной политики, методах ее осуществления и влиянии политических факторов. Выступление обогащали примеры из истории региональной политики в России и других государствах. Козлов Л.Е. отметил, что в настоящее время теории кластеров и полюсов роста получили наибольшее распространение в концептуальных основах региональной политики по всему миру, хотя сами механизмы ее реализации крайне разнообразны: от госинвестиций и кадровых перемещений до силового подавления оппозиции.

Первый эмпирический блок был посвящен вопросам региональной политики на Дальнем Востоке России и Северо-Востоке Китая в 2000-е гг. В своих докладах к.и.н. А.Е. Савченко и С.А. Иванов проанализировали причины активизации усилий и действия обоих государств по развитию периферийных и проблемных территорий, а также процесс формирования дискурса о региональной политике в указанных регионах. Исследователи пришли к выводу, что на протяжении последних десятилетий у региональной элиты России и Китая существовал запрос на патронаж со стороны своих центральных правительств в рамках крупных макрорегионов. Москва и Пекин независимо от признания этого запроса в своей риторике могли осуществлять волевые действия по развитию периферийных или проблемных макрорегионов только в условиях значительной централизации административного ресурса и финансового благополучия государств. Сами цели и механизмы реализации региональной политики на Дальнем Востоке России и Северо-Востоке Китая отличались в силу различий в признании центральной властью символической приоритетности этих территорий в рамках своих национальных пространств.

Сотрудник Отдела китаеведения ИИАЭ И.Ю. Зуенко в своем докладе «Внутриполитическое развитие Северо-Восточного Китая на современном этапе» проанализировал принципы политической организации и центр-региональные отношения Китая. В исследовании сделан вывод, что целый комплекс проблем в вертикали «Центр-периферия» (включая слабость Центра в контроле над реализацией своих установок на местах, массовые проявления коррупции и создания фиктивной отчетности, описанные выше «побочные эффекты» ротации руководящих кадров), привел к тому, что ни сама Программа восстановления старой промышленной базы Северо-Востока КНР, ни ее координация с региональными программами развития в восточных регионах России, не привели пока к ощутимым результатам.

Следующий блок был посвящен рассмотрению социально-экономических процессов в смежных территориях России и Китая. В докладе О.Б. Романовой было рассмотрено социально-экономическое развитие Дальнего Востока в контексте реализации ФЦП “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья в период до 2013 г.” Автор проанализировала социальную и экономическую конъюнктуру ДФО в 2012 г., подробно остановившись на ситуации в Приморском крае, являющимся одним из лидеров по реализации мероприятий ФЦП. Было отмечено, что даже сравнительно успешная реализация программных мероприятий не способствует улучшению социально-экономической обстановки и благополучному развитию региона. В докладе к.и.н. И.В. Ставрова «Экономическое развитие Северо-Восточного Китая в начале ХХ1 в.» были рассмотрены такие аспекты развития Дунбэя как динамика ВРП и его составляющих, особенности развития аграрного и промышленного секторов, а также сферы услуг. Среди проблем были выделены: диспропорции экономического развития как на уровне макрорегионов КНР, так и внутрирегиональное неравенство, неурегулированность производственной структуры, недостаточная степень внешней открытости. Г.В. Кондратенко рассмотрела комплекс социально-экономических мероприятий, представленных в Плане возрождения старопромышленной базы Северо-Восточного Китая. Автор пришла к заключению, что социальная составляющая прописана очень дискретно и фактически полностью связана с экономическими задачами. В Плане не сформулированы задачи социального роста и не заданы новые векторы социальной политики, предлагается лишь экстенсивное развитие, связанное с цифровыми показателями повышения уровня жизни и расширения системы страхования и не решаются хронические проблемы региона, такие как социальное обеспечение и безработица.

Заключительный блок симпозиума включал обсуждение современных тенденций в развитии демографических и миграционных процессов на российском Дальнем Востоке и Северо-Востоке КНР. В докладе д.и.н., проф. А.С. Ващук были проанализированы современные тенденции в межрегиональной миграции на российском Дальнем Востоке. Исследователь отметила, что, несмотря на отдельные предпринимаемые российским государством меры, преодолеть деструктивные миграционные тенденции в развитии региона – т.н. «западный дрейф» в целом пока не удается. Об усугублении ситуации свидетельствуют тот факт, что регионы юга Дальнего Востока, призванные стать форпостом в АТР, сегодня не только не удерживают своего населения, уезжающего на запад, но и не в состоянии привлечь своих северян во внутрирегиональном перемещении. Развернуть миграционные потоки вспять достаточно трудно ввиду отсутствия у страны соответствующих демографических ресурсов, а у власти – административных рычагов в условиях дефицита денежных средств. Доклад д.и.н. Е.Н. Чернолуцкой был посвящен вопросам естественного воспроизводства дальневосточного населения. На основе анализа тенденций в уровне рождаемости и смертности в регионе в 1990–2000-е гг., было отмечено, что несмотря на более благоприятные, чем в среднем по РФ, показатели на Дальнем Востоке, их динамика носит более драматичный характер, обусловленный как вступлением в детородный возраст женщин малолюдного поколения 1990-х гг., так и серьёзным постарением населения, вызванным не столько изменением возрастных пропорций в сторону старших возрастов, сколько оттоком молодых дальневосточников. Повышение естественного прироста населения в регионе, по мнению автора, возможно лишь при улучшении социального благополучия жителей, условий их труда и быта, оптимизации медицинского обслуживания и пропаганде здорового образа жизни и семейных ценностей. А.С. Веремейчик в своем докладе рассмотрел современные тенденции в развитии демографических и миграционных процессов на Северо-Востоке КНР и практику их регулирования. Замедление темпов общего прироста населения в регионе автор связывает с низкими темпами естественного движения населения и внутренней миграцией. В основе первого лежит низкий уровень рождаемости, обусловленный политикой планирования семьи, реализация которой при специфических условиях в регионе – высоком уровне урбанизации и интенсивных миграциях, имела здесь лучший эффект, чем в КНР в целом. В основе второго – увеличение численности экономически активного населения, наличия региональных диспропорций в развитии, политики урбанизации и послаблений в системе регистрации населения.

Тема объяснения процессов, происходящих в смежных регионах России и Китая, оценка подходов и механизмов реализации региональной политики в обоих государствах, безусловно, является одной из наиболее актуальных в спектре гуманитарных исследований, стоящих перед дальневосточной наукой. Активная научная дискуссия в рамках мероприятий, подобных проведенному, думается, будет немало способствовать кумуляции различных мнений и выведению конкретных выводов и рекомендаций, в том числе для работы органов власти и управления.

СМУ ИИАЭ ДВО РАН