В работе «круглого стола» принял участие директор Центра по изучению торговой политики при Институте Като (Cato’s Herbert A. Stiefel Center for Trade Policy Studies, Washington, DC) г-н Дэниэль Айкенсон (Daniel J. Ikenson).
Участникам «круглого стола» были представлены два доклада, которые и стали предметом последующей дискуссии. С первый докладом выступил г-н Айкенсон, который является специалистом в области торговой политики, торгово-экономических отношений между США и КНР, двусторонних и многосторонних торговых соглашений, торговых организаций и институтов и международной торговли. Докладчик кратко остановился на вопросах переговорного процесса по созданию ТПП, отметил интерес Вашингтона к ТПП как к инструменту «экономического поворота США в сторону Тихого океана» и особенно акцентировал внимание на преимуществах, которые получат участники создаваемой в рамках ТПП зоны свободной торговли. Докладчик, отметив открытый формат организации, не исключил возможность присоединения к ней в будущем Китая и России.
Гл.н.с. отдела международных отношений и проблем безопасности, д.и.н., проф. С. К. Песцов изложил сомнения российских властей и экспертов в отношении ТПП, представив ряд позиций, по которым эта организация не является привлекательной для России. Слабая интегрированность России в экономические процессы в регионе приводит также к тому, что ТПП воспринимают в Москве не столько с экономических, сколько с геополитических позиций.
В ходе состоявшейся дискуссии участники «круглого стола» обменялись мнениями касательно целесообразности создания самого Транс-Тихоокеанского партнерства, возможных выгодах и рисках для стран-участниц. Подводя итоги обсуждению, ведущий «круглого стола», директор ИИАЭ ДВО РАН, проф. В. Л. Ларин оценил процесс создания ТПП в контексте происходящей сегодня трансформации всего региона и состояния российско-американских отношений. Он отметил, что, во-первых, вне зависимости от реализации идеи ТПП и участия в нем России, более активное взаимодействие России и США на Тихом океане необходимо, поскольку оно способно перевести двусторонние отношения в совершенно иную плоскость; во-вторых, без трехстороннего партнерства между Россией, Китаем и США невозможно решить ни одну из существующих в регионе проблем. Задача состоит как раз в выработке современных форм и моделей такого взаимодействия.