Комментарий: Смена монарха в Таиланде, или Что могут короли?

Прежде всего, это касается отношений общества и власти. Очевидно, что уровень доверия тайцев к власти в лице нового монарха заметно снизился. К ещё более серьёзным последствиям могут привести изменения в системе властных полномочий, которые уже начали происходить по инициативе нового короля. С его приходом изменился баланс сил, и началось выстраивание новой иерархии отношений между различными политическими силами вплоть до перераспределения полномочий внутри властных структур. Стабильность и порядок в обществе в этой непростой ситуации, вероятно, будет обеспечиваться посредством дальнейшего усиления авторитарных тенденций в управлении, сокращения властных полномочий демократических структур и расширения власти короля.

Это кажется невероятным, что в стране, где основой государственного устройства является конституционная монархия и монарх наделён лишь церемониальными и представительскими функциями, смена персоны на троне может привести к столь чувствительным переменам. Однако такова специфика тайской политической системы, которая только внешне выглядит как образец западной демократии, а фактически, в большинстве своём, функционирует, опираясь на традиционные для восточного общества иерархические связи и патерналистские отношения. В причудливом тайском миксе западных либеральных ценностей и восточных политических традиций особое значение всегда имела фигура верховного правителя. Для тайцев он (вне зависимости от конкретной личности) – отец нации, покровитель и высший судья. При этом от личности самого монарха может зависеть, как сочетаются и в какой мере присутствуют в тайской политической системе либерализм и авторитаризм.

Существующая сегодня в Таиланде политическая модель формировалась с учётом личностных индивидуальных особенностей короля Рамы IX. В какой-то степени можно даже сказать, что она складывалась под него. Будь на его месте человек более авторитарный и жёсткий, в Таиланде вряд ли могла сохраниться де-юре конституционная монархия в её классическом английском варианте. Тайский монарх вполне мог обладать гораздо большей властью. К тому были все условия: полное отсутствие демократических традиций на момент совершения буржуазной революции в 1932 г. и глубоко укоренившиеся в обществе абсолютистские порядки и моральные нормы.

Однако Пумипхон Адульядет – человек необыкновенно талантливый, разносторонний, деятельный – был при этом совершенно лишён амбициозности и тщеславия. Интеллектуал и гуманист, тонкий ценитель искусства, он не планировал, да и не должен был становиться королём и взошёл на престол в 1946 г. в 19-летнем возрасте только после трагической гибели старшего брата. Его никогда не занимали вопросы политического строительства и укрепления собственной власти. Свою жизнь Рама IX посвятил тайскому народу. Завершив образование на Западе, он вернулся в Таиланд в 1951 г. и дал обещание больше никогда не покидать пределы своей страны, чтобы не терять связь с подданными. С самого начала правления молодой король много времени проводили в поездках по стране, побывал в самых труднодоступных местах и горных деревнях, в которых до этого не видели даже рядовых государственных чиновников. Результатом его деятельности стала реальная помощь: множество разработанных и реализованных проектов в самых разных отраслях: в сельском хозяйстве, строительстве, энергетике, здравоохранении.

Пхумипхон Адульядет – автор не только государственных, но и технических проектов. Он обладатель нескольких международных патентов, в том числе, на способ аэрации водоемов, искусственное вызывание дождя, формулу топлива на пальмовом масле и др. Этим таланты и достоинства Рамы IX не исчерпываются. Король любил джаз и играл на саксофоне, рисовал и сочинял музыку (очень мелодичные блюзовые композиции), конструировал яхты и занимался парусным спортом (в 1967 г. завоевал золотую медаль на Международной регате), всю жизнь увлекался фотографией, а ещё был известен как автор бестселлеров и переводчик (в совершенстве владел английским, французским, немецким).

Своими делами и образом жизни Пхумипхон Адульядет снискал огромное уважение и искреннюю любовь народа. Степень доверия к нему тайцев (всех категорий и слоёв) была беспрецедентна. Восточная политическая традиция и популярность в обществе сделали Раму IX самым влиятельным человеком в стране. Не имея реальной политической власти и не стремясь к ней, тайский король играл чрезвычайно важную роль в политической системе. В кризисные ситуации силой своего авторитета примирял разнородные политические силы, сглаживал разногласия между властью и обществом, а также внутри элит, объединял народ и без преувеличения являлся гарантом стабильности в государстве. Трудно найти на карте ещё одну страну, которая бы при таком количестве военных переворотов (20 за 80 лет) сохраняла внутриполитическую стабильность, устойчивый экономический рост и имидж туристического рая.

С уходом Рамы IX тайская политическая система лишилась важного стабилизирующего фактора. За восемьдесят с лишним лет конституционного строя в Таиланде так и не сформировалось юридически закреплённых норм, позволяющих в кризисные моменты удерживать равновесие в обществе демократическими методами. Традиционно в таких ситуациях порядок и стабильность восстанавливались после того, как власть в руки брали военные (путём переворота), их почти всегда поддерживал король, а любое слово или решение Рамы IX было столь авторитетно, что не оспаривалось в обществе, даже если шло вразрез с конституционными нормами.

Нынешний король Маха Вачиралонгкорн (Рама X) таким мандатом доверия не обладает. Его рейтинг среди подданных очень невысок. Хотя это нигде не афишируется, никто не рискует публично высказываться против монарха во избежание серьёзных проблем с законом (за оскорбление короля в Таиланде можно получить до 25 лет тюрьмы), но тайским властям приходится прилагать немало усилий, чтобы поддерживать уважение тайцев к новому королю. К своим 65 годам Рама X никакими особыми талантами и способностями не прославился. Выбрав карьеру военного (после окончания Королевского военного колледжа в Канберре стал военным лётчиком), Вачиралонгкорн служил в Управлении военной разведки Таиланда и даже участвовал в боевых операциях (в 1970-х годах подавлял повстанческое движение на севере страны). При этом особого рвения к государственным делам не проявлял, жизнью простых тайцев не интересовался, его поездки по стране – скорее редкость, впрочем, и в стране нынешний король долго не жил, много лет он провёл за границей.

Личная жизнь Рамы X – это отдельная и болезненная для тайцев тема. В отличие от своего отца, прожившего 66 лет в крепком браке с королевой Сирикит, Вачиралонгкорн был трижды женат, и все три брака закончились скандальными разводами. Его неразборчивость в связях и пристрастие к азартным играм всегда давали пищу для слухов и сплетен. Кроме прочего, молва приписывает новому королю деловые и дружеские отношения с Таксином Чиннаватом – опальным политиком, бывшим премьер-министром, отстранённым от власти в 2006 г. в результате военного переворота. А Таксин Чиннават – это серьёзный оппонент и мощная оппозиция тайской традиционной элите, которая всегда была тесно связана с королевским двором и поддерживалась военными.

В этом правящем союзе монархии, армии и политической элиты все роли и связи были давно определены и хорошо отрегулированы. Каждый выполнял свои функции и не вторгался в чужое пространство. Однако с приходом нового короля появилась угроза балансу сил сложившемуся внутри военно-монархической группировки. Несмотря на то, что Вачиралонгкорн профессиональный военный и имеет звания фельдмаршала, адмирала флота и маршала авиации, тайские генералы вряд ли могут назвать его своим. Отношения Рамы X с военными, очевидно, будут складываться иначе, чем у его отца. Вступив на престол в декабре прошлого года, Маха Вачиралонгкорн сразу дал понять, что не собирается оставаться формальной конституционной фигурой и соглашаться со всем, что предлагают военные.

Великодержавные амбиции Рамы X проявились уже с первых дней правления, когда он резко отстранил от участия в важнейших королевских церемониях всех своих сестёр. Теперь главные лица в свите короля – две его дочери и близкая подруга (бывшая стюардесса местных авиалиний, которой Вачиралонгкорн пожаловал звание генерала и назначил командующим Личной Гвардии).

Параллельно новый король приступил к наведению своих порядков в королевском дворце. Меньше чем за год произошло около ста кадровых перестановок и увольнений. Некоторые чиновники, которые служили десятилетиями, были уволены за то, что они «ленивы» или «высокомерны». Наполовину сменился Тайный совет – совещательный орган при короле, имеющий широкие полномочия в вопросах, связанных с институтом монархии. Шесть из двенадцати членов Тайного совета заменены на людей из близкого круга нового монарха. При этом один из новоназначенных – однокашник по авиационной академии и бывший личный телохранитель короля вице-маршал Читпхонг Тхонгкум – уже отправлен в отставку и лишён всех титулов и наград «за поведение, наносящее вред королевской семье». Такого рода решения характерны для Вачиралонгкорна и лишний раз говорят о его импульсивности и недальновидности.

Вышеназванные кадровые перестановки выглядят несущественными на фоне тех изменений, которые Рама X уже успел внести в тайское законодательство. Прежде всего, это поправки в новую конституцию, которая была разработана военным правительством и одобрена на всенародном референдуме в августе 2016 г. Законодательные инициативы поступили из королевского дворца впервые за несколько десятилетий и касались расширения конституционных полномочий короля. Например, в основной закон вошло положение, позволяющее не назначать регента на период отсутствия короля в стране. Другая поправка ограничивает чрезвычайные полномочия Конституционного суда, которыми он наделялся в случае возникновения чрезвычайного положения в стране (что ущемляло бы позиции короля). Выведены из подведомственности правительства и переданы под личное управление короля пять государственных учреждений, контролирующих королевские дела и безопасность (Бюро Королевского двора, Королевского секретариата, Королевской гвардии, Королевской безопасности и Королевской полиции). Также у короля появилось право назначать главу сангхи – аналог патриархата в буддистском государстве. До этого на протяжении 25 лет главу избирали голосованием на Высшем совете сангхи, а затем направляли кандидатуру на утверждение королю.

Столь быстрые шаги Рамы X в направлении укрепления своей власти оказались неожиданностью для тайцев. Но пока инициативы короля не встречают сопротивления (разве что недовольство). Военное правительство и парламент приняли все предложения Вачиралонгкорна без лишних проволочек. Например, поправку по главе сангхи проголосовали в трёх чтениях единогласно за максимально короткий срок – 40 минут.

Сейчас тайское общество замерло в напряжённом ожидании: каковы будут дальнейшие действия Рамы X, какую тактику правления он выберет, насколько далеко пойдёт, отвоёвывая для себя властные полномочия. С появлением амбициозного и властного монарха неизбежно будет происходить сдвиг в сторону усиления монархической власти, однако здесь королю будет предоставлена свобода действий в строго определённых и довольно узких рамках. Реальная политическая власть в стране принадлежит военным, и они её не уступят. В свою очередь, монарх в Таиланде всегда был силён благодаря тесному союзу с военными. Развал этого альянса не в интересах Рамы X, поскольку грозит серьёзным кризисом институту монархии.

Впереди, вероятно, сложный и болезненный процесс выстраивания новых взаимосвязей и достижения новых договорённостей между правящими группировками. Чем быстрее он завершится, тем быстрее Таиланд вернётся к гражданскому управлению. В мае 2014 г. военные совершили переворот, когда Рама IX был уже очень плох, и возникла угроза распада военно-монархического союза, а, следовательно, и потери власти. Как только правящие круги вновь сплотятся и обретут уверенность, военная диктатура будет снята, гражданские и демократические свободы восстановлены, партии и движения вернутся к активной политической деятельности, и в Таиланде начнётся новая фаза политического противостояния – теперь уже правящей элиты и оппозиционных сил.

Научный сотрудник Лаборатории ситуационного
анализа ЦАТИ ИИАЭ ДВО РАН
к.и.н. Симоненок А.В.