Это сообщение произвело эффект разорвавшейся бомбы. В поддержку такого решения вполне ожидаемо высказался Израиль, также одобрил эту инициативу и президент Чехии, о своём намерении последовать примеру США заявили Филиппины. Однако весь остальной мир (в том числе ближайшие союзники США по НАТО) высказались если не с критикой этого шага, то и не выразили прямой поддержки. Вполне естественно острее всех отреагировало население и официальные лица Палестины. Глава страны М. Аббас заявил, что такой шаг является вопиющим нарушением международного права и призвал мировую общественность оказать влияние на президента США, чтобы воспрепятствовать реализации этого решения и тем самым избежать очередной эскалации конфликта. Лидеры ХАМАС и ФАТХ прямо призвали палестинцев к началу очередной интифады и общей мобилизации против Израиля. Другие государства региона, а также некоторые мировые державы были едины во мнении, что последствия от переноса посольства могут поставить крест на урегулировании палестино-израильского конфликта. В ходе экстренного заседания СБ ООН американские представители основным виновником сложившейся ситуации назвали ООН, так как, по их мнению, прогресс в урегулировании палестино-израильской проблемы под эгидой этой организации отсутствует.
Таким образом, мы ставим перед собой вопросы: что же стоит за этим решением? Является ли это попыткой вернуть своё влияние на Ближнем Востоке, или же это желание президента США получить политические очки от электората?
Не исключаем, что с одной стороны такое решение – следствие стремления США вернуть былое влияние на Ближнем Востоке и главным политическим (и не только) актором в регионе администрация Трампа считает исключительно Израиль. Однако реализация подобных внешнеполитических инициатив вряд ли принесёт долгожданную стабильность на Синайском полуострове. Начало третьей палестинской интифады чревато не только человеческими жертвами и замедлением темпов экономического развития региона, но и новым укреплением практически разгромленной группировки ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России). Нарастание нестабильности в Палестине может сыграть на руку боевикам, которые в конце октября 2017 захватили территорию в районе Голанских высот. Маловероятно, что в случае нарастания напряженности и возобновления открытого конфликта боевики самопровозглашенного халифата останутся в стороне. «Иерусалимское решение» может окончательно подорвать доверие стран арабского мира к администрации Трампа и спровоцировать превращение США скорее в пассивного наблюдателя, чем в активного участника событий в данном регионе.
С другой стороны, американские СМИ заявляют о том, что решение Трампа о статусе Иерусалима является следствием влияния на президента его непосредственного окружения: в первую очередь вице-президента Майкла Пенса, а также активного спонсора Республиканской партии США, миллиардера Шелдона Адельсона. Отмечается, что Адельсон практически в каждом разговоре с Трампом поднимал вопрос о признании Иерусалима столицей Израиля. В числе других фигур американского истеблишмента, якобы подтолкнувших Трампа к принятию такого решения, называются его советник и зять Д. Кушнер, посол США в Израиле Д. Фридман, бывший старший советник президента С. Бэннон. Полагаем, что если решение Трампа продиктовано внутренними причинами, то это, скорее всего, является следствием стремления президента США к реализации предвыборных обещаний, одним из которых и был вопрос о решении статуса Иерусалима.
На фоне ближневосточных успехов России эта ситуация может способствовать ещё большему укреплению позиций нашей страны в регионе. Учитывая заявления Палестины о том, что страна отказывается проводить переговоры с Израилем при посредничестве США, Россия может занять нишу главного медиатора в урегулировании этого конфликта с позиции нейтралитета и уважения принципов международного права.
Ст. лаб. Лаборатории ситуационного анализа
ЦАТИ ИИАЭ ДВО РАН
Горячев Н.Н.