Между участниками завязалась горячая дискуссия по вопросу территориальных акцентов социальной политики, в частности, должна ли она поощрять внутрирегиональную миграцию с мест расположенных в тяжелых природно-климатических условиях и не имеющих экономических перспектив в центры экономического роста Дальнего Востока? Один из спорных вопросов в такой стратегии – как определить наличие или отсутствие долгосрочных перспектив у той или иной территории, и как сделать этот выбор свободным он побочных интересов?
Еще одним пунктом дискуссии стало обсуждение опыта развития удаленных регионов в других государствах. Научный сотрудник ИИАЭ ДВО РАН Виталий Болдырев обратил внимание участников на канадский опыт освоения Севера. В 2008 г. канадское правительство изменило подход к северной политике – весь Север был разделён на две сферы: «федеральную» и «провинциальную». В первой из них стала реализовываться стратегия, разработанная правительством, во второй – многочисленные провинциальные стратегии. Это привело к формированию трёх экономических субрегионов Севера. В первом стало развиваться диверсифицированное хозяйство, чьи отрасли ориентировались на потребности регионального, национального и внешнего рынков. Во втором проводится компромиссная интеграция традиционной и современной экономики. В третьем – продолжает доминировать добывающая специализация.
В качестве факторов, благоприятствующих развитию канадского Севера, были выделены:
- интеграция в общенациональное пространство за счёт путей сообщения,
- оптимизация миграционных потоков и социального движения населения в соответствии с экономическими и управленческими потребностями региона,
- распространение социального взаимодействия между разными группами интересов с целью сбалансированного и бережного освоения Севера,
- децентрализация политического планирования,
- создание центров генерации новых идей и площадок, упрощающих взаимодействие между потенциальными экономическими партнёрами.
Участники обсуждения отметили важность замены абстрактного и усредненного подхода к социально-экономическому развитию Дальнего Востока на акцентированное управление, основанное на понимании разнообразной местной реальности.