Наш разговор пойдет об уникальном артефакте, который уже много лет хранится в фондах музея и находится в экспозиции, но лишь недавно стал предметом специального изучения. Небольшая керамическая статуэтка, частично реконструированная из нескольких фрагментов, изображает улыбающегося человека в разноцветных одеждах, стоящего босыми ногами на невысоком округлом пьедестале (Рис.1 – 3).

    1       2

Рис. 1. Статуэтка из Ананьевского городища. Верхняя часть анфас (1), профиль (2).

Фрагменты статуэтки были найдены в 1977 г. в одном из жилищ Ананьевского городища, известного археологического памятника чжурчжэньского времени. Городище, расположенное в юго-западном Приморье, в горной местности, исследовалось достаточно долго и раскопано почти полностью. Короткую информацию об этой статуэтке можно найти в нескольких публикациях. В статье Е.В. Асташенковой «Антропоморфные изображения чжурчжэней Приморья», 2001 г., высказано предположение, что статуэтка – это улыбающийся бодхисаттва, божество счастья и удачи. В статье Ю.М. Васильева и В.А. Хорева «Особенности религиозных воззрений чжурчжэней по данным археологии и иконографии», 2008 г., и в монографии В.А. Хорева «Ананьевское городище», 2012 г., статуэтка трактуется как бодхисаттва. На чжурчжэньских городищах Приморья собрана выразительная серия предметов, связанных прямо или косвенно с буддизмом – официальной религией империи Цзинь (1115-1234). Буддийские мотивы были достаточно популярны в произведениях китайской живописи и пластики того времени.

Рис. 2. Статуэтка из Ананьевского городища. Нижняя часть.

Рис. 3. Статуэтка из Ананьевского городища. Нижняя часть, пьедестал.

 

Как показали наши исследования, статуэтка из Ананьевского городища является одним из образцов особого вида фарфорово-керамических изделий, известного под названием «красно-зеленый фарфор» (Red and Green Porcelain). Как полагают, эти изделия впервые появились около 1200 г. в гончарных мастерских Цычжоу (провинция Хэбэй). Термин «фарфор» в данном случае достаточно условен, так как чаще использовалась не настоящая фарфоровая масса, а особая глина для получения так называемой «каменной» керамики. Изделия из таких глин в Китае традиционно принято называть «грубым фарфором». В полихромном декоре описываемых изделий доминирующими всегда являются красный и зеленый цвета. К гончарной продукции, выполненной в этом стиле, относятся столовая утварь и произведения мелкой керамической пластики.

            Изделия «красно-зеленой» мелкой пластики чаще всего изображают мифологических и религиозных персонажей, традиционные антропоморфные или зооморфные символы. Как утверждают исследователи, в этих произведениях можно заметить влияние изобразительных приемов китайской живописи. Это проявляется, в частности, в нюансах цветового колорита, в тщательной прорисовке лиц, в некоторых деталях одежды.

            Мелкая пластика изготовлялась методом набивки слоя глинистой массы в специальную форму, поэтому изделия внутри полые. Внешняя поверхность сформованной скульптурки покрывалась обмазкой-ангобом из пластичной белой глины. Затем следовал достаточно сложный процесс декорирования глазурями и эмалями. Помимо основных красного и зеленого цветов, в колористической гамме изделий часто присутствуют белый, желтый и черный цвета. Соблюдалась определенная последовательность в их нанесении на изделие. Сначала по белой обмазке-ангобу кисточкой рисовались детали черного цвета – глаза и брови на лице, контурные линии на одежде, и др. Затем все изделие покрывалось прозрачной высокотемпературной глазурью и отправлялось в печь для обжига. После остывания обожженного изделия наносились, так же кистью, красный, зеленый и желтый пигменты, которые требовали уже более низкой температуры обжига. Полностью раскрашенную фигурку второй раз подвергали термической обработке в печи.  Как полагают исследователи, «красно-зеленый фарфор» можно считать родоначальником целого художественно-технологического направления, сочетающего роспись подглазурными и надглазурными красками. Последние чаще называются эмалями.

Статуэтка из Ананьевского городища выполнена в соответствии с описанными стандартами. Ее полый внутри корпус изготовлен из керамической массы желтовато-бурого цвета, с внешним покрытием плотным белым ангобом. По своим характеристикам эта масса является «каменной керамикой», которая обжигалась при более низкой температуре, чем фарфор, но более высокой, чем обычная бытовая керамика. Как показали исследования на оптическом и сканирующем электронном микроскопах, черная краска и прозрачная глазурь были нанесены на белый ангоб до первого обжига. Затем последовало нанесение зеленой, красной и желтой красок-эмалей и второй обжиг. По данным энерго-дисперсионной спектроскопии и рентген–флуоресцентной спектроскопии, черная, красная и желтая краски были приготовлены на основе соединений железа, а состав зеленой краски включал окись меди. В составе всех красок присутствует окись свинца, действующая как флюс для снижения температуры плавления.

Одежда на изображенном персонаже – халат в красно-зеленой цветовой гамме, с черной окантовкой ворота и, вероятно, подола и рукавов.  Интересная деталь: в двух местах на статуэтке отмечен цветочный узор, выполненный красной краской (Рис.4). Вероятно, мастер, расписывавший статуэтку, изобразил одежду из шелка, затканного цветами. Это не кажется случайным: производство шелка в Китае в период империи Северная Сун (960-1127) достигло небывалого развития и получило особый социальный статус, а персонажи изобразительного и декоративно-прикладного искусства этого времени и последующего периода империи Цзинь часто одеты в шелковые одежды с тщательной имитацией деталей.

Рис.4. Фрагмент статуэтки с цветочным узором.

Еще одна деталь – внизу, на уровне ног стоящего человека помещен округлый предмет желтого цвета (Рис.2). По сохранившимся фрагментам нельзя точно восстановить  облик этого предмета, но отметим его сходство с сумкой-мешком.

 Пьедестал, на котором стоит фигура, своими очертаниями и слабо заметными под ангобом и черным пигментом овальными вдавлениями напоминает так называемый «лотосовый трон» (стилизованное изображение цветка лотоса). В средневековой китайской живописи и декоративно-прикладном искусстве будды и бодхисаттвы обычно изображались стоящими или сидящими на таком «троне». Однако пьедестал статуэтки можно интерпретировать и как скальный монолит. Скала или корни деревьев служили подиумом для фигур архатов, а иногда и бодхисаттв.

Кого же изображает наша статуэтка? По таким чертам, как пухлое смеющееся лицо, бритая голова без короны или нимба, распахнутый ворот халата, сумка-мешок у ног, можно заключить, что перед нами Будай, или Хотэй, известный также как Смеющийся Будда.  В основе этого примечательного персонажа – легендарная личность буддийского монаха, жившего когда-то в Китае. Он был уроженцем провинции Чжэцзян, скончался в начале 10 века. Будай – прозвище, происходящее от названия холщовой сумки, которую этот монах постоянно носил с собой. С неординарной личностью Будая еще при его жизни был связан ряд легенд и историй. Со временем он стал восприниматься как земное воплощение Будды Майтрейя (Будды Грядущего). Образ Будая был популярен в культуре и искусстве Северной и Южной Сун (960-1279) и, конечно, хорошо известен и в период империи Цзинь, к которому относится полихромная скульптурка из Ананьевского городища.

Д.и.н. И.С. Жущиховская