29 – 30 ноября 2022 года в Москве состоялся Федеральный форум «Подростки 360». Мероприятие организовано АНО «Центр развития социальных проектов» в рамках субсидии Министерства просвещения Российской Федерации при поддержке Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Форум посвящен вопросам повышения компетенций специалистов, занимающихся работой с подростками.
В ходе мероприятия были представлены результаты Всероссийского исследования «Подростки 360», подведены итоги проведения межрегиональных форумов, тиражированы лучшие практики по работе с подростками. Отдельно рассмотрены темы взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций при формировании сообщества специалистов по подростковой работе, создании методической базы технологий по работе с подростками «группы риска».
На мероприятии с докладом выступил Поповкин Андрей Владимирович, к.филос.н., зав. кафедрой философии ДВО РАН
«Патриотизм как духовный выбор подростка»
На этом форуме много говорили и еще будут говорить о воспитании подростков и, в том числе, воспитании патриотизма. Но дело в том, что большинство воспитательных мероприятий действуют, если можно так выразиться, «внешним» образом — вызывают определенные чувства и эмоции, возбуждают, увлекают подростков… но что потом? Патриотизм несводим к одному лишь чувству — иначе он не был бы «-измом». Патриотизм предполагает определенные ценностные убеждения. Усваивают ли их подростки из многочисленных мероприятий? Еще важнее вопрос о том, как эти убеждения соотносятся с уже имеющейся у них иерархией ценностей? Поставленные вопросы вовсе не означают ненужности мероприятий или неважности патриотического воодушевления. Но надо иметь в виду, что дело воспитания патриотизма имеет сложную природу.
По-видимому, имеет смысл ввести различение подлинного и внушенного патриотизма. В подлинном патриотизме человек искренне, разумно, ответственно и глубоко усваивает убеждения, связанные с ценностью Родины и заботы о ней. Можно сказать, что в этом случае патриотические убеждения — его собственные. Они глубоко и органично встраиваются в систему ценностей личности. В случае внушенного патриотизма человек принимает убеждения, поддаваясь сиюминутному чувственному порыву, давлению авторитета или под влиянием различных идеологических манипуляций. В этом случае патриотические убеждения не встраиваются глубоко в систему ценностей личности, могут вступать в противоречия с имеющимися ценностями личности (например, ценностями потребления и т.п.). Такие патриотические убеждения легко могут быть утрачены при смене внешних обстоятельств, угасании эмоционального порыва и т.п.
Подростка, в силу его духовного состояния, относительно легко увлечь идеями патриотизма как общего дела. Но во многом это будет «внушенный патриотизм», связанный с эмоциональным порывом и влиянием авторитета. Приобретение же подлинного патриотизма подростками неразрывно связано с достижением ими личностной зрелости и, в частности, выстраивания внутренне непротиворечивой личной иерархии ценностей, где любовь к Родине и забота о ней будут стоять выше ценностей потребления и личного комфорта.
Различить какой именно вид патриотизма формируется у подростка непростая задача. Она под силу только опытному и внимательному педагогу, хорошо знающему иерархию ценностей своих воспитанников. Формирование подлинного патриотизма предполагает в личности способность и стремление увидеть Родину как объективное Благо и ценность, деятельное стремление определить себя в отношении этого Блага.
Не менее важным моментом проблемы усвоение патриотизма является то, что это всегда есть акт духовного выбора и как таковой он может совершаться только свободно (педагог или общественные условия могут способствовать или препятствовать правильному выбору, но не определять его всецело). Свобода же может реализовываться двояко: в виде автономии, либо в виде самоопределения. В случае духовной автономии речь идет о произвольном полагании себе ценностей и нравственного закона. Такая свобода более всего соответствует ценностным установкам либерального общества потребления. Может ли в этом случае идти речь о служении Родине? Наверное да, но это будет служение в форме своеобразного одолжения или услуги: «вот это я могу и хочу сделать, а вот этого делать не считаю нужным не зависимо от потребности Родины». (Пример: некий С говорит, что хорошо знает математику, а на войне в армии ему делать нечего — его там убьют, пусть в армию идут те кто не захотел/не смог выучить математику). В таком служении человек остается как бы «замкнутым» в эгоцентрической установке, а следовательно, он не видит ни подлинных нужд своей Родины, ни, соответственно, ее подлинной ценности и достоинств.
Но свобода человека может проявляться и как его самоопределение в отношении высших и безусловных ценностей, хорошего самого по себе, стремление к тому, чтоб различные ценности и устремления заняли подобающее место в личной системе ценностей, подстройка своего нравственного закона под объективно истинную систему ценностей. Очевидно, что подлинный патриотизм связан со вторым пониманием свободы, поскольку в основе патриотизма лежит идея служения Родине, причем такого, какое ей нужно в данный исторический момент. Это значит — человек должен признать интересы Родины выше собственных, что предполагает определенную жертвенность и преодоление эгоцентризма. И при этом такое признание не должно быть следствием сиюминутного порыва. Наградой за такой патриотизм и жертвенную любовь к своей Родине станет для человека преодоление замкнутости в скорлупе собственного эгоизма, встреча с подлинным ликом и ценностью своей страны, его духовная жизнь обогатится духовной жизнью Отечества, в которой он сможет участвовать искренне и глубоко.