В этот же день на одном из пленарных заседаний выступила Президент Республики Корея Пак Кын Хе. В своей 23-минутной речи она представила три основные темы:
- северокорейская ядерная проблема и пути достижения мира в СВА;
- видение воссоединения Корейского полуострова;
- вклад РК в развитие международного сообщества.
Не обошла она вниманием и болезненный вопрос о правах человека в КНДР, подчеркнув, что Южная Корея готова «вести Север к большей открытости и реформам, но не откажется от своей позиции давления по проблеме прав человека».
Пхеньян тут же резко отреагировал на её выступление и 29 сентября с.г. северокорейский Комитет по мирному объединению родины опубликовал заявление, в котором подчёркивается, что «выступление южнокорейского президента является неприемлемой провокацией, могущей привести к уничтожению условий для улучшения межкорейских отношений, которые были созданы с большим трудом».
С интересом ожидалось выступление министра иностранных дел КНДР Ли Су Ёна 2 октября с.г. Перед этим, 1 октября с.г., его принял Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун, который в ходе приватной встречи заявил, что не пожалеет усилий по поддержанию диалога между Пхеньяном и Сеулом.
Как показали дальнейшие события, ожидания представителей мирового сообщества оправдались. В своей речи Ли Су Ён предложил США подписать полноценный мирный договор, что стало главной интригой юбилейной сессии ГА ООН. Руководитель северокорейского внешнеполитического ведомства заявил, что «правительство КНДР готово провести конструктивный диалог для предотвращения войны и конфликтов на Корейском полуострове, как только Соединённые Штаты согласятся заменить соглашение о перемирии (1953 г.) мирным договором, не говоря о чьих-то «провокациях» через СМИ».
В условиях более чем непростой обстановки на Корейском полуострове, где совсем недавно произошла артиллерийская дуэль на границе между Севером и Югом, подобное заявление мы расцениваем как неординарное и смелое. Тщательно взвесив все «за» и «против» и основываясь на понимании северокорейской стороной ответственности за свои слова перед мировым сообществом, мы предположили, что в ближайшее время стоит ждать дальнейших заявлений руководства КНДР и ответной реакции администрации США.
Наши ожидания оправдались. 7 октября с.г. официальный представитель МИД КНДР сделал заявление, в котором говорится, что «США следует положительно отреагировать на предложения Пхеньяна о заключении мирного договора вместо действующего сейчас соглашения о перемирии. Мы надеемся, что США откажутся от анахроничной политики в пользу сохранения этого хрупкого соглашения, внимательно изучат наши предложения и положительно на него отреагируют. В этом случае будет создана атмосфера доверия и налаживания конструктивного диалога, появится возможность для создания на Корейском полуострове долговременного миротворческого механизма».
Ну а что же США? Если последует традиционное категоричное «Нет!», то у Пхеньяна окончательно и бесповоротно будут развязаны руки в отношении практической реализации своей ракетно-ядерной программы. Пока официальный Вашингтон молчит, но мы полагаем, что северокорейские инициативы заставят американскую администрацию действовать по ненакатанной схеме, тем более что предпосылки к этому наметились. Так, 5 октября с.г. в ходе семинара корейско-американского клуба журналистов в г. Вашингтон, его участники заявили о возможности «озвучивания президентом Обамой послания в адрес Ким Чен Ына по вопросу совместных переговоров» (цитата KBS-News).
На фоне складывающейся ситуации небезынтересна судьба предполагаемых ракетно-ядерных испытаний, активно анонсированных Пхеньяном в преддверии 70-й годовщины ТПК (10 октября с.г.). По результатам проведенного нами анализа, в настоящее время нет явных признаков подготовки к осуществлению запуска модернизированной многоступенчатой ракеты на полигоне Тончхан-ри. Да и нелогично было бы Пхеньяну в свете своих заявлений сейчас противопоставлять себя мировой общественности. То же самое касается и перспектив нового тестового испытания ядерного заряда вблизи корейско-российской границы. Полагаем, что в режиме ожидания ответных шагов Вашингтона, Ким Чен Ын может инициировать временный мораторий на ядерные испытания, тем самым вынуждая американскую сторону согласиться на двухсторонние консультации. Насколько верны наши предположения – покажет время.
Каких либо оценок и комментариев по поводу северокорейских инициатив со стороны официальных региональных акторов, включая Россию и Китай, пока не последовало.
Зав. центром региональной безопасности ИИАЭ ДВО РАН
В.Ю. Мишин