Хиллари Клинтон и Дональд Трамп: Политико-психологические портреты кандидатов в президенты США.

Эти обстоятельства вынудили участников президентской гонки вести свою агитацию весьма открыто и, порой, откровенно, что позволило составить политико-психологический портрет официальных кандидатов на пост президента США.

С самого начала Д. Трамп показался несистемным кандидатом, рушащим все устоявшиеся правила, нормы и стереотипы поведения. Он создал для себя образ эксцентричного шоумена, делающего хлёсткие заявления. Но был ли то настоящий Д. Трамп? Его вызов приняли сначала оппоненты по партии, но проиграли праймериз. Теперь вызов принят Х. Клинтон, и следует отметить, что она по состоянию на конец июля 2016 г. уступает по популярности Д. Трампу. Вероятнее всего, это был сознательный ход миллиардера, с помощью которого он стремился создать такой психологический фон, предложить другим участникам предвыборной гонки такие правила игры, которые повышали бы его рейтинг. В то же время, с мая месяца Д. Трамп позиционирует себя реалистом, способным трезво оценивать обстановку и находить приемлемые решения. Это указывает на его прагматичность, способность разработать внешнеполитическую стратегию, при которой США достигнут большего результата, чем их партнёры. В ней кандидат от Республиканской партии способен умело расставить ловушки, которые поначалу не воспринимаются всерьёз.

Опыт бизнесмена открывает другие черты характера Д. Трампа. Во-первых, как и большинство республиканских президентов, Д. Трамп, как представитель крупного бизнеса, также тяготеет к корпоративному стилю руководства страной. Поэтому для администрации Д. Трампа будет характерно чёткое разделение функциональных обязанностей. Предпочтение будет отдано профессионалам, опытным и способным управленцам, которые, с одной стороны, будут инициативными и творческими, с другой стороны, соблюдающими субординацию.

Во-вторых, будучи предпринимателем во втором поколении (его отец основал компанию по возведению многоквартирных домов эконом-класса, а Д. Трамп сделал ставку на строительство элитного жилья), Д. Трамп будет тесно взаимодействовать с ведущими корпорациями и производителями США, способными предложить такой продукт или такую стратегию, которые смогут принести существенную прибыль. Скорее всего, в качестве таковых выступят крупные банки, организации по оказанию услуг, ведущие машиностроительные компании и ряд других предприятий, разрабатывающих и внедряющих наиболее передовые технологии.

Кроме того, преодоление внутрипартийного раскола свидетельствует и о том, что Д. Трамп способен находить компромисс с различными политическими и иными силами, влияющими на американскую политику.

Противоположностью ему является Х. Клинтон. Дорога к политическому Олимпу стала возможной для неё благодаря мужу, 42-му президенту США Б. Клинтону, и её оппоненту по позапрошлому избирательному циклу, Б. Обаме. Тогда она была принята в команду лишь для того, чтобы не создавать существенных проблем действующему главе государства, оставаясь вне правительства.

На посту госсекретаря и в последующее четырёхлетие Х. Клинтон почти по всем вопросам занимала наиболее жёсткую позицию. Особенно рельефно это проявилось в отношении Египта и Ливии. В первом случае она всецело поддерживала режим М. Мурси, считая его подлинно демократическим, а потому заслуживающим всемерной американской поддержки. Светский лидер Х. Мубарак однозначно рассматривался ею как последовательный противник свобод и демократии. Во втором случае она явилась главным пропонентом силового решения «ливийского вопроса», сплотив вокруг себя небольшую группу сторонников этого варианта (С. Пауэр и С. Райс), которые, тем не менее, смогли преодолеть сопротивление многочисленных противников военной операции и убедить в своей правоте Б. Обаму.

После ухода с поста главы внешнеполитического ведомства Х. Клинтон продолжает настаивать, что Б. Асад должен обязательно уйти с поста президента Сирии как недемократический президент, но при этом необходимо вести борьбу против террористических группировок. Этому должно способствовать новое демократическое правительство, образованное из числа оппонентов Б. Асада. При этом бывшая госсекретарь готова сотрудничать по «сирийскому вопросу» с Россией, если её правительство согласится с необходимостью отставки Б. Асада как с предусловием сотрудничества в борьбе с террористическими группировками.

Это не только подтверждает крайне жёсткий подход Х. Клинтон к решению вопросов, но и её исключительно идеалистический, чёрно-белый взгляд на проблемы. Он основан на представлениях об особой роли Америки в мире, образе «града на холме», концепциях «явного предначертания» и «предопределения судьбы». В соответствии с ними любые действия США трактуются положительно, а позиция других стран считается таковой только в том случае, если она соответствует американским интересам. Если кандидат от Демократической партии одержит победу на выборах, она будет придерживаться этого подхода во внешней политике.

При этом идеализм Х. Клинтон способен ввести её в заблуждение, привести к неверному решению, которое, как может выясниться впоследствии, вовсе противоречит интересам США. Так было в отношении Египта, когда поддержка с её стороны правительства М. Мурси привела к власти «Братьев-мусульман» стимулировал рост влияния исламского фундаментализма в мусульманском мире, создал питательную среду, идейную базу для террористических группировок, с которыми сейчас Х. Клинтон призывает бороться.

Заявление о необходимости окончательно определиться с ролью НАТО в контексте «угрожающей политики России в отношении Украины» свидетельствует, что бывший госсекретарь намерена максимально политизировать отношения Соединённых Штатов с миром, а также сохранить и укрепить роль проамериканских структур, сохранившихся со времён блоковой системы отношений. Этому способствуют и её прочные связи с военно-промышленным комплексом и военной элитой США.

В соответствии с личностными особенностями кандидатов на президентский пост американская внешняя политика, с высокой долей вероятности, будет обладать следующими характеристиками.

В случае победы Д. Трампа Америка приобретёт лидера, предпочитающего придерживаться долгосрочной, тщательно продуманной стратегии. Эта стратегия будет нацеленной на достижение взаимовыгодного результата, из которого США извлекут больше пользы, нежели их партнёры. Ключевую роль в процессе принятия решений будет играть небольшая группа советников, имеющих необходимые профессиональные качества, хорошо ориентирующихся в конкретном вопросе, которые будут способны разработать решение, лучшим образом соотносящееся с интересами США. Однако стратегические цели курса будет формулировать сам Д. Трамп.

Внешняя политика будет строиться с учётом интереса тех корпораций, которые смогут получить высокие прибыли от взаимодействия с внешним миром. В соответствии с этим прогнозируются поставки наиболее современных систем вооружений союзникам США при одновременном сокращении американского воинского контингента за рубежом, продолжение нынешнего курса в отношении ТТП и ТТИП, поиск взаимоприемлемой платформы торгово-экономических отношений с Китаем, Россией и другими странами. При принятии решений, равно как и при реализации внешнеполитического курса Д. Трамп будет трезво оценивать позицию социальных и политических сил внутри страны, влияющих на принятие решений. С ними он будет искать взаимоприемлемый компромисс, выгодный для исполнительной власти.

В случае победы Х. Клинтон процесс разработки и принятия решений окажется в руках т.н. «кухонного кабинета», куда войдут люди, наиболее близкие по взглядам и предпочтениям к главе государства. Взаимодействуя с зарубежными партнёрами, Х. Клинтон будет стремиться убедить противоположную сторону в исключительной справедливости позиции США. Она обладает негибким, шаблонным мышлением. Это будет самый трудный переговорщик за последние 60 лет из числа американских президентов.

Новая администрация приложит усилия, чтобы интенсифицировать переговоры и процедуры, которые позволят установить правила, отвечающие интересам США (ратификация Соглашения о ТТП, переговоры о ТТИП, переговоры с КНР по широкому кругу вопросов). Одновременно будут продолжены попытки по смене неугодных лидеров (Б. Асада, Ким Чен Ына и др.). Для этого будет использован широкий, вариативный набор мер: дипломатия, использование «мягкой силы», санкции, подготовка несистемной оппозиции, отказ от сотрудничества, выгодного для другого правительства, военная интервенция.

Таким образом, представленные политико-психологические особенности нынешних кандидатов в президенты США дают возможность смоделировать основные векторы управленческого цикла руководства страной каждым из них. В процессе принятия решений Д. Трампом вероятнее всего будут превалировать рациональные мотивы, а Х. Клинтон – иррациональные. Соответственно внешняя политика кандидата от республиканцев представляется более предсказуемой, а вот курс претендента от Демократической партии может привести к трудно прогнозируемым последствиям, могущим осложнить и без того непростую международную и региональную обстановку.

Младший научный сотрудник
Лаборатории ситуационного анализа
ЦАТИ ИИАЭ ДВО РАН,
к.и.н. Болдырев В.Е.