Не обладая всей полнотой политической власти, Рама IX не раз выступал «третейским судьёй» в возникавших конфликтах политической элиты, а также проводил в жизнь множество социальных проектов под эгидой королевской семьи, за что снискал искреннюю любовь и уважение своего народа. В период его правления сформировалась современная политическая система, произошла ускоренная модернизация экономики, укрепились позиции Таиланда на мировой арене – страна стала играть весомую роль в Юго-Восточной Азии, выступила одним из инициаторов создания АСЕАН, впоследствии заняв лидирующие позиции в этой организации.
Главными же вопросами после смерти короля остаются, кто станет его преемником и что будет с политической ситуацией в стране?
Рама IX оставил двух наследников: кронпринца Маха Вачиралонгкорна и принцессу Маха Чакри Сириндхорн. В соответствии с традицией и тайским законом о престолонаследии первым в очереди на престол стоит наследник по мужской линии. К тому же, именно Маха Вачиралонгкорн указом короля от 28 декабря 1972 года был назначен его преемником.
Однако, наследный принц Маха Вачиралонгкорн не вступил на престол сразу после смерти своего отца. Кронпринц не присутствовал на чрезвычайном собрании Национальной Ассамблеи, где его могли попросить занять престол, как это предполагает законодательство страны. Премьер-министр Таиланда Прают Чан-Оча так объяснил эту ситуацию журналистам: «наследник таиландского престола кронпринц Вачиралонгкорн сам попросил не спешить с формальной процедурой, «дать ему возможность скорбеть вместе с нацией»».
Чем же можно объяснить паузу в вопросе восшествия наследника на престол? Одной из причин паузы в процессе коронации является уникальность и полу-божественность фигуры Пхумипхона Адульядета для тайцев. Он был истинным королём, буддистом, Отцом нации. Таким образом, пауза является данью уважения всенародно любимому монарху.
Тем более, что будущий король обладает не совсем идеальным имиджем и ему далеко до того уровня народной любви и почитания, какие имел его отец. Последние несколько лет проводилась активная работа по улучшению его образа: Маха Вачиралонгкорн совершал поездки по стране и участвовал в общественных мероприятиях, а когда здоровье Рамы IX серьёзно ухудшилось, принц начал представлять своего отца на важных для королевского двора встречах и приёмах. Однако для завоевания подлинного авторитета в страте этого недостаточно.
В период политического кризиса 2006 года принц Вачиралонгкорн занял нейтральную позицию по отношению к ныне опальному бывшему премьер-министру Таксину Чинавату (годы правления с 2001 по 2006), в то время как традиционная политическая элита (консерваторы и монархисты) выступила в оппозиции, что разделило страну на два лагеря и привело в итоге к насильственному отстранению Таксина от власти. Подобный нейтралитет в период политических кризисов можно проследить и в политике Пхумипхона Адульядета. В период политического кризиса 2008-2010 годов монарх в течение долгого времени выдерживал паузу и не давал своей оценки происходящему. Лишь когда уличные столкновения «жёлторубашечников» и «краснорубашечников» перешли в ожесточённую фазу, Рама IX выступил перед народом с просьбой прекратить беспорядки, а организаторам движений предложил сесть за стол переговоров. Сможет ли Маха Вачиралонгкорн вести столь же мудрую политику и выступать защитником интересов нации, как его отец – покажет время.
В связи со сменой монарха, безусловно, произойдут перестановки в Королевском Тайном совете, совещательном органе при короле. Маха Вачиралонгкорн не имеет большого влияния и прочных связей в политических кругах Таиланда, поэтому сохраняется неопределенность, как будут развиваться отношения нового короля с основными политическими силами Таиланда.
Эксперты поднимают вопрос о возможности демонтажа монархии после ухода личности такой величины как Пхумипхон Адульядет. Согласно конституции, король в Таиланде имеет очень ограниченную политическую власть, однако для тайцев он является фигурой сакральной и неприкосновенной. Институт монархии находится под защитой тайской армии и нынешнее военное правительство во главе с генералом Прают Чан-Очей выступает за переход трона к новому правителю. Премьер-министр Чан-Оча периодически предстаёт перед публикой с заявлениями от лица кронпринца, а также заверяет население страны в том, что правительство контролирует ситуацию в стране.
В ближайшие месяцы именно военные останутся ключевой политической силой в Таиланде. Когда в 2014 г. они организовали государственный переворот, их целью была стабилизация ситуации, включая сохранение института монархии и обеспечение беспрепятственного перехода трона к новому правителю в случае смерти короля. Правительство Праюта Чан-Очи успешно справилось с поставленными задачами. В этих целях в начале своего правления военные ограничили некоторые демократические права и свободы (был введён комендантский час, система военных трибуналов, ограничена свобода политических партий, введена цензура и др.). Сейчас происходит возвращение страны к «демократической жизни»: назначены выборы в Национальную Ассамблею, в августе прошёл народный референдум по проекту новой конституции, в сентябре упразднен институт военных трибуналов. Всё это демонстрирует намерение военных вывести страну из внутриполитического кризиса и привести общество к национальному согласию.
Что касается предстоящих выборов в Национальную Ассамблею, то премьер-министр Прают Чан-Оча намерен действовать в соответствии с ранее утвержденной дорожной картой реформ, предполагающей проведение парламентских выборов в стране во второй половине следующего года. «Мы можем чувствовать печаль, но не можем забывать о наших обязанностях», – сказал официальный представитель правительства. Так что новый премьер-министр в Таиланде может появиться в конце следующего года. Однако, по заявлению генерала Прают Чан-Очи, он не исключает возможности снова занять свой пост уже после выборов в Национальную Ассамблею: «Если на грядущих выборах не найдётся достойного кандидата на пост главы правительства, я согласен обсудить возможность стать следующим премьер-министром Таиланда».
Витко Николай Дмитриевич,
старший лаборант ОКИ ЦАТИ