И вновь «дипломатия канонерок»?

9 апреля 2017 г. президент США Д. Трамп неожиданно отдал приказ руководителю Тихоокеанского командования Вооруженных сил США (ПАКОМ) адмиралу Х. Харрису резко изменить ранее намеченный курс на Австралию и выдвинуть авиационную ударную группировку (АУГ) во главе с атомным авианосцем «Карл Винсон» и кораблями сопровождения в направлении Корейского полуострова.

Такое решение американские власти приняли на фоне продолжающихся ракетных тестирований, а также подготовки КНДР к очередному ядерному испытанию. Последний запуск северокорейской ракеты был осуществлен 5 апреля с.г. в направлении Японского моря, в связи с чем в состояние повышенной готовности были приведены не только японские, но и российские средства ПВО. Комментируя последние северокорейские испытания, американские власти были более чем лаконичны: «Северная Корея запустила ещё одну баллистическую ракету средней дальности. США достаточно говорили о Северной Корее. Больше комментариев нет». В конце марта с.г. Д. Трамп заявил, что власти КНДР «ведут себя очень плохо, позволяют себе недопустимое и выставляют США на посмешище». Госсекретарь США Р. Тиллерсон добавил, что «политика стратегического терпения Вашингтона по отношению к КНДР закончилась». По его словам, США не исключают принятие военных мер в отношении Северной Кореи в случае угрозы Южной Корее и размещенному там американскому военному контингенту. При этом американские власти не считают целесообразным возобновление шестисторонних переговоров с участием Пхеньяна.

Более того, на днях Совет национальной безопасности при президенте США представил Д. Трампу «План противодействия КНДР». В нём предусматриваются размещение элементов ядерного оружия в Южной Корее и возвращение его на военную базу Осан, что в 70 км от Сеула (25 лет назад США по требованию КНДР и мировой общественности полностью убрали ОМУ из Южной Кореи). Среди прочего в плане представлены варианты физического устранения Ким Чен Ына, его ближайшего окружения из числа руководителей партии и правительства, военных, ведущих конструкторов ракетного и ядерного оружия. Ещё одним пунктом этого плана являются диверсии на территории КНДР, в частности, подрывы мостов для блокирования перемещений мобильных ракетных установок и выведение из строя ключевых объектов гражданской и военной инфраструктуры.

7 апреля с.г. в своём поместье «Мар-а-Лаго» в Палм-Бич во Флориде президент США Д. Трамп встретился с председателем КНР Си Цзиньпинем. Одной из ключевых задач переговоров было убедить китайское руководство в необходимости активизировать сотрудничество, чтобы вынудить Пхеньян отказаться от своей ядерной программы. По итогам переговоров пресс-служба Белого дома заявила, что лидеры двух государств декларировали своё желание совместно с мировым сообществом постараться (разрядка наша. – В. Мишин) убедить Пхеньян в необходимости мирного решения проблемы. Однако последовавшее за этим решение Д. Трампа послать морскую армаду к берегам Корейского полуострова говорит об обратном: США и Китай предсказуемо не договорились. А театральный демарш курсом на Корейский полуостров свидетельствует о том, что администрация Трампа то ли забыла, то ли не в курсе, что ещё со времён Сунь Цзы китайцы умеют играть «в долгую», терпеливо выжидать выгодного для себя развития событий, а затем побеждают.

Что касается официального Пхеньяна, то он в ответ на провокационные действия Д. Трампа долго раздумывать не будет. Если КНДР почувствует малейшую угрозу своему суверенитету, мир в ближайшее время может стать свидетелем очередного ядерного испытания невиданной до сих пор мощности или же новых пусков баллистических ракет с имитацией ударов по территории США, Японии и Южной Кореи. Ответная реакция Вашингтона с использованием потенциала подошедшей к полуострову АУГ вызывают у нас неподдельную тревогу.

То, что произошло в Сирии и может произойти на Корейском полуострове, подтверждает наш вывод, сделанный на сценируемом круглом столе 2 февраля с.г.: Д. Трамп – больше бизнесмен, чем политик. Он быстро запутался во внутриполитических делах и, по всей видимости, видит выход из создавшейся ситуации в скоротечной и, по его мнению, победоносной войне, не считаясь с неизбежными жертвами со стороны союзников и партнеров. Его конечная цель – «великая Америка». Всё остальное – это волчьи законы торговли: кто платит – тот и заказывает музыку. Но сработает ли это на пользу Америке? Не уверены. А вот последствия реанимируемой сегодня «дипломатии канонерок» могут привести к реальной войне с использованием ракетно-ядерного оружия, в которую втянутся не только США, Южная Корея и Япония, но и Китай и Россия. А это уже будет не региональный вооруженный конфликт, а проблема мирового масштаба.

Заведующий Лабораторией ситуационного анализа
ЦАТИ ИИАЭ ДВО РАН
Мишин В.Ю.
Ст. лаборант Лаборатории ситуационного анализа
ЦАТИ ИИАЭ ДВО РАН
Горячев Н.Н.