В фондах Музея археологии и этнографии хранится коллекция фарфора, обнаруженного при раскопках остатков лагеря знаменитого мореплавателя Витуса Беринга на о-ве Беринга (Командорские острова). Раскопки производились в конце 1970-х – начале 1980-х гг. исследователями из Владивостока и Москвы. В результате работ были получены материалы, добавившие много нового к истории 2-ой Камчатской экспедиции, или Великой Северной экспедиции (1733-1742), которая стала последним плаванием В. Беринга и закончилась трагически, вынужденной высадкой и длительным пребыванием на суровом необитаемом острове. В числе самых разнообразных артефактов, сохранившихся на месте лагеря, в жилищах-землянках и на окружающей территории, оказалась и небольшая коллекция фрагментированных фарфоровых изделий. Краткая информация об этом есть в монографии В.Д. Ленькова, Г.Л. Силантьева и А.К. Станюковича «Командорский лагерь экспедиции Беринга», вышедшей в свет в издательстве «Наука» в 1988г.
Недавно коллекция фарфора с о-ва Беринга стала объектом специального исследования. Интерес к ней обусловлен тем, что эти материалы имеют самое непосредственное отношение к такому явлению культурной жизни России первой трети XVIII в. как знакомство с фарфором. Как известно, фарфоровая посуда китайского производства была достаточно давно известна в Европе, а в конце XVI-XVII вв. являлась уже постоянным предметом импорта из Поднебесной. Собственный фарфор высокого качества начали производить в Германии лишь после 1710 г., во Франции – в 1740-х годах. В России основную роль в знакомстве с фарфором в первой трети XVIII в. сыграло установление экономических связей с Китаем и открытие торгового пути через Кяхту и Иркутск. Помимо фарфора китайского производства, становится известен – в первую очередь, в Санкт-Петербурге и Москве, – фарфор из Германии. Первые отечественные мануфактуры по изготовлению фарфора заработали после 1744 г.
В настоящее время история появления и распространения фарфора в России в XVIII в. является предметом внимания специалистов, однако в разработке этой темы еще много «белый пятен». Поэтому каждое новое свидетельство этого явления заслуживает специального изучения. Исследование коллекции фарфора из Командорского лагеря Беринга выполнено в рамках междисциплинарного подхода, включающего методы естественных наук для анализа технологических характеристик и элементы искусствоведческого анализа для определения художественно-стилистических характеристик.
По функциональному составу коллекция представляет вполне определенный ассортимент – это столовая посуда, включающая тарелки, чаши-пиалы, чайные чашки. Хотя все изделия сохранились во фрагментированном состоянии, оказалось возможным идентифицировать разные сорта, или стили, фарфора китайского производства первой трети XVIII в. В основном это изделия с полихромной росписью, выполненной надглазурными эмалями, технология которых достигла расцвета в конце XVII – первой половине XVIII в. Состав эмалей имел силикатно-свинцовую основу. Свинец обеспечивал расплав эмалей при относительно невысоких температурах, от 700⁰С. Эмали наносились на уже покрытое прозрачной глазурью и обожженное фарфоровое изделие, и затем следовал еще один обжиг или несколько обжигов в зависимости от сложности росписи. В качестве красителей служили, главным образом, соли металлов (железа, меди, кобальта, олова). Для получения матовой плотной текстуры и осветления цвета эмали использовался мышьяк – эта практика широко распространилась в производстве китайского фарфора в XVIII в.
Фарфор известного сорта «Зеленое Семейство» представлен в нашей коллекции частично сохранившейся тарелочкой (Фото 1) и фрагментом чаши-пиалы (Фото 2). Роспись тарелочки выполнена на сюжет с благопожелательной символикой «Цветы и бабочки», популярный в оформлении китайских фарфоровых изделий, начиная с XVII века. Каждый образ в композиции имеет свой смысл: пион – символ процветания, богатства, успеха, хризантемы ассоциируются с крепким здоровьем и жизненной стойкостью, бабочка символизирует весеннее обновление. Для росписей на фарфоре «Зеленого Семейства» характерно доминирование зеленого цвета, представленного несколькими оттенками. Например, на изделиях из нашей коллекции изображения листьев выполнены в «теплом» желтовато-зеленом и «холодном» бирюзово-зеленом вариантах – этот прием придает особую живописную выразительность росписи. Особенностью зеленых эмалей является прозрачная или полупрозрачная текстура в отличие от матовых непросвечивающих эмалей других цветов. Основным пигментом в составе зеленых эмалей служила медь, а для получения того или иного оттенка использовались различные добавки. Так, желтовато-зеленый тон был результатом добавки олова, известного как желтый пигмент. Фарфор этого сорта начал производиться в период правления Канси (1662-1722) и получил большую популярность не только в Китае, но и в Европе. Именно европейцам данный сорт обязан своим названием.
Другой, не менее известный, сорт китайского фарфора «Розовое Семейство» представлен в коллекции фрагментами небольшой чайной чашечки и чаши-пиалы (Фото 3).
На обеих изделиях – цветочная роспись, в которой преобладают розовые тона. Технология получения розовых эмалей стала известна в Китае в конце периода Канси и достигла расцвета в период Юнчжэн (1723-1735). Основной «хитростью» было введение в состав эмали коллоидного (жидкого) золота в небольших количествах. Именно оно обеспечивало розовую окраску. Как показали наши исследования, в химическом составе розовых эмалей на чайной чашечке и на пиале присутствует золото, что позволяет отнести эти изделия к сорту «Розовое Семейство».
Интересные образцы фарфора с полихромной росписью представлены двумя фрагментированными тарелочками или блюдцами (Фото 4,5).Цвета надглазурных эмалевых росписей яркие, без акварельных полутонов. Эти изделия имеют внешнее сходство с сортом «Уцай» (Wucai), который берет свое начало еще в минское время (1368-1644). В начале XVIII в. производстве этого сорта появились новые технологические и художественные приемы. В частности, в сюжетах росписей нередко использовались мотивы и темы символического или философского содержания – это можно видеть на наших экспонатах. На одной из тарелочек в центре изображены цветущие растения в емкостях типа вазы и четырехугольной кадки (Фото 4). Образ цветка в вазе – один из традиционных китайских символов мира, покоя, гармонии.
Другая тарелочка расписана довольно сложной композицией из разных предметов, среди которых старинная бронзовая курильница на ножках, стоящая на низком столике, лежащий рядом струнный музыкальный инструмент, две металлические емкости изысканных форм (Фото 5). Культ старины и традиционных ценностей, духовных и материальных, был очень популярен в периоды Канси и Юнчжэн.
В китайском фарфоровом производстве конец XVII– первая половина XVIII в. – это время, когда особое внимание уделялось различным технологиям применения золота для декорирования изделий. Золото использовалось не только в коллоидном состоянии для получения эмалей розового цвета, но и в виде порошка или пудры для приготовления золотой эмали. В нашей коллекции есть фрагменты изделий с позолотой двух вариантов. Сплошную заливку поля рисунка золотой эмалью мы видим на изображениях металлических емкостей (Фото 5) и цветов (Фото 6). Прорисовка золотом контурных и акцентных линий использована в ярком цветочном декоре тарелочки (Фото 7). По результатам анализов, в составе золотой эмали присутствуют золото в высоких концентрациях, свинец и серебро. Последнее добавлялось для лучшего сцепления золота с декорируемой поверхностью.
Особый сорт фарфора представлен фрагментами чаши или тарелочки, синяя окраска которой имеет специфическую пятнистость – темные участки перемежаются со светлыми (Фото 8). Такой цвет получил образное название «припудренный синий» или «заснеженный синий».
Фарфоровые изделия этого сорта являются ценными и относительно редкими экспонатами в музеях Китая. Технология их изготовления восходит к знаменитому сине-белому фарфору, известному с XIII-XIV вв. и завоевавшему признание не только в Китае, но и в Европе. Для подглазурного синего пигмента использовали кобальтовое сырье из китайских месторождений, имеющее ряд характерных признаков химического состава, в частности, высокое содержание марганца. Фарфор, декорированный подглазурным кобальтом в стиле «заснеженный синий», получил популярность в период Канси, а после периода Юнчжэн его производство сошло на «нет». Технологический секрет получения пятнистой окраски состоял в том, что кобальтовый пигмент наносили на стенки высушенного необожженного изделия с помощью специального распылителя – это приводило к неравномерной концентрации пигмента. Затем изделия покрывали прозрачной высокотемпературной глазурью и обжигали. Как показали исследования, синяя чаша из нашей коллекции была декорирована подглазурным кобальтовым пигментом, состав которого соответствует местным (китайским) сырьевым источникам. Импортное кобальтовое сырье из Европы стали использовать с конца XVII в. для приготовления надглазурных синих эмалей.
На двух изделиях из коллекции есть производственная маркировка. На внешней стороне дна тарелочки с росписью «Цветы и бабочка» – иероглифический девиз правления периода Юнчжэн в двойном круге (Фото 1). Это прямое свидетельство того, что изделие изготовлено в императорских мастерских по производству фарфора в период 1723-1735 г. Маркировка (своего рода – государственный стандарт качества) выполнена в технике подглазурного кобальтового пигмента, по составу близкого подглазурному кобальту на чаше в стиле «припудренный синий». На донышке тарелки с узором из золотых цветов стоит синяя маркировка в виде рисунка в двойном круге (Фото 9).
Рисунок, элементами которого являются скипетр долголетия жу’и, кисть и плитка твердой туши для каллиграфии, означает благопожелание «Устраивайте все в соответствии с вашими желаниями». Это достаточно редкий вариант маркировки, и трудно сказать, было ли изготовлено изделие в государственной или в частной мастерской. Частное производство фарфора получило широкое развитие во времена династии Цин.
Эти изящные фарфоровые изделия, представляющие наиболее известные сорта китайского фарфора первой трети XVIII в., оказались на месте островного лагеря В. Беринга не случайно. Наиболее вероятное объяснение этого факта следующее. Известно, что с 1733 г. В. Беринг и некоторые участники его экспедици вместе с семьями провели несколько лет в городах Сибири, в частности, в Тобольске, занимаясь подготовкой к длительному северному плаванию. В это время китайский импорт – шелк, чай и фарфор – активно поступал в Россию и, прежде всего, на сибирские земли. Зажиточные горожане охотно приобретали предметы роскоши. Например, сохранились свидетельства того, что супруга Витуса Беринга, Анна Кристина, была большой любительницей китайского фарфора и покупала его в значительных количествах. Вполне вероятно, что, собираясь в далекий морской поход, путешественники захватили с собой и фарфоровую посуду, уже ставшую частью их бытовой культуры.
Д.и.н. И.С. Жущиховская