- Это мероприятие прошло.
Семинар «Миноритарные этнокультуры Приморья: образы и репрезентации»
23 июля @ 11:00 - 13:00
Уважаемые коллеги!
Лаборатория антропологии Северной Пасифики ИИАЭ ДВО РАН
Кафедра этнологии Исторического факультета МГУ проводят
23 июля 2024 года в конференц-зале ИИАЭ ДВО РАН семинар
«Миноритарные этнокультуры Приморья: образы и репрезентации»
Время: 11.00–13.00
Доклады:
- Туторский А.В. (МГУ им. М.В. Ломоносова) Репрезентация культур коренных народов Приморского края (удэгейцев, нанайцев и тазов) в сообществе ВК «Союз коренных малочисленных народов Приморского края»
В докладе представлена попытка анализа с помощью количественных методов сообщества социальной сети «ВКонтакте» «Союза коренных малочисленных народов Приморского края». Цель – выделение особенностей репрезентации традиционных культур народов региона. Сообщество охватывает 102 человека (на 01.06.2024). Количественные методы позволяют формализовать различные стратегии представления культур удэгейцев, нанайцев и тазов. Культура удэгейцев представляется через деятельность многих «акторов». География культурных событий, связанных с удэгейцами, охватывает и национальные поселения, и город Владивосток, и этнографические учреждения Европейской части России (РЭМ). Напротив, культура тазов в публикациях связывается почти исключительно с Ольгинским районом, в качестве актора выступает «единственный носитель» тазовского языка Н. В. Ваганова, а единственным представленным элементом национальной культуры оказывается «салат фунчоза». В докладе будут предложены объяснения этих различий.
- Черновская Е.А. (МГУ им. М.В. Ломоносов) Тазы Приморья: народная культура и репрезентация в общественном пространстве
Материалы доклада основаны на методике полевого этнодемографического обследования, разработанной А. Г. Новожиловым (СПбГУ), применяемой для оценки численности и сохранности традиционной культуры народов Ленинградской области. Применение данной методики позволяет оценить как соотносится численность тазов, зафиксированная переписью населения, и количество людей, которые указывают «тазовские корни», так или иначе соотнося себя с культурой тазов. На основании сопоставления поведенческих стратегий носителей «традиционной культуры» и «активистов» можно сделать выводы об особенностях траектории развития данной культуры в начале XXI в.
- Латушко Ю.В. (ИИАЭ ДВО РАН) Природные ландшафты Амура как объекты сакрализации
Сакрализацию ландшафта можно рассматривать как форму адаптации психики человека к среде обитания. В определенном смысле ее можно считать элементом интериоризации (психический процесс усвоения внешней социальной формы взаимодействия по Л.С. Выготскому) отдельного человека как носителя той или иной культуры. В случае с аборигенным населением бассейна Амура не только в прошлом, но и сегодня среда обитания имеет первостепенное значение, даже если такой человек переезжает в зрелом возрасте в более крупный населенный пункт, он сохраняет ряд паттернов отношения к природе и поведения. Часто для таких людей быть представителем своего народа означает иметь особое (свое и общее с данной группой) отношение и видение конкретных природных объектов. Несмотря на некоторые универсалии данного видения у разных народов амуро-сахалинской культурной общности конкретная и специфическая с географической точки зрения территория, ее природа, задает ряд важных отличий, речь о которых пойдет в настоящем сообщении.
- Левченко А.В. (ИИАЭ ДВО РАН) Декоративно-прикладное искусство в культуре тазов
Традиционное декоративно-прикладное искусство сегодня выполняет ряд важнейших функций для представителей коренных малочисленных народов: выстраивание этнокультурных границ; символизация и трансляция ценностей; манифестация этнической идентичности. Всё это позволяет народам сохранять и свой особый юридический статус, который обеспечивает для них право ведения традиционной хозяйственной деятельности на территории исторического проживания. Тазы, возможно, исключение среди народов Амуро-Сахалинской области, для которого искусство не является одним из ведущих каналов конструирования и трансляции этнической идентичности. Это обусловлено тремя основными причинами. Во-первых, целостная художественная традиция не успела сформироваться ввиду «молодости» тазов как этнической группы. Во-вторых, тазы долго оставались закрытой группой из-за сложного социального положения на протяжении большей части своего существования. В-третьих, в научной литературе не предпринималось сколь-нибудь масштабных попыток выявления специфических черт декоративно-прикладного искусства тазов. В докладе мы представим нашу оценку цели и задач изучения ДПИ тазов.
Подробности
- Дата:
- 23 июля
- Время:
-
11:00 - 13:00
Место проведения
- ИИАЭ ДВО РАН
-
Пушкинская, 89
Владивосток, Приморский край 690001 Российская Федерация + Карта Google - Телефон:
- +79143250724