В сообщении Г.В. Кондратенко «Социальное неравенство в регионе и борьба с бедностью» акцент был сделан на построении межпровинциального индекса социального неравенства на основе методики Н. В. Зубаревич. В докладе были представлены следующие показатели, рассчитанные для Северо-Востока КНР: уровень доходов на душу населения, уровень занятости, доступ к медицинскому обслуживанию, индикатор младенческой смертности, индекс продолжительности жизни и уровень образования. Борьба с бедностью, объявленная в Китае с 2012 г., как способ смягчения социального и экономического неравенства является формой перераспределительной социальной политики, пришедшей на смену стимулирующей региональной политики в условиях замедления темпов роста экономики и снижении эффективности стратегии создания новых рабочих мест. Исследование Г.В. Кондратенко стало возможным благодаря финансовой поддержке гранта РФФИ № 15-07-00039.
О.Н. Рисухина выступила с результатами исследования роли культуры в развитии городов и районов старопромышленной базы Северо-Восточного Китая. Она заострила внимание на проблемах ускоренной коммерциализации культурной сферы, успехахэтого процесса и соответствующих противоречиях.
В своем выступлении Г.Н. Романова отметила большое значение иностранных и, особенно, японских инвестиций в ускоренном развитии северо-восточных провинций КНР. Эти территории не были в авангарде привлечения капитала из-за рубежа, тем не менее многие предприятия Северо-Востока осуществили модернизацию, используя иностранные финансовые вливания и технологии.
В своем докладе «Политические факторы программы Возрождения старой промышленной базы Северо-Восточного Китая» И.Ю. Зуенко проанализировал взаимодействие центральных и местных властей в выработке и реализации плана по реструктуризации экономики СВК. Особое внимание исследователь уделил личностному фактору в действиях бюрократий. Было показано, что степень успешности отдельных субрегионов СВК находилась в зависимости от активности местных властей, встраивающихся в концепцию, предложенную Центром. Исследование И.Ю. Зуенко стало возможным благодаря финансовой поддержке гранта РФФИ № 15-07-00039.
Доклад И.В. Ставрова был посвящен проблеме внутрирегионального неравенства. Выступающий обратил внимание на схожесть структуры территориального неравенства в КНР со “слоеным пирогом”: есть неравенство между макрорегионами (Восток – Центр – Запад – Северо-Восток), внутри макрорегионов (разрыв между провинциями Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян) и внутри отдельных регионов (например, между шэньянским, прибрежным и северо-западным районами провинции Ляонин). В связи с этим, для объективности анализа социально-экономического неравенства необходимо учитывать не только средние значения по региону, но и проблемные точки.
С.А. Иванов в выступлении заострил внимание на политике центральных властей КНР по развитию северо-восточных провинций в 2000—2010-е гг. Он показал, что причины появления стратегии возрождения старопромышленных баз Северо-Востока не являются исключительно экономическими. Центральные власти были уверены: ключевая проблема региональной экономики — старое мышление местных элит, достаточно навязать последним другую систему ценностей, чтобы подстегнуть социально-экономическое развитие. Через реализацию стратегии возрождения Пекин пытался стимулировать местные власти действовать решительней в реформировании госпредприятий, а хозяйствующую бюрократию — следовать законам рынка и учиться работать в конкурентной среде.
С.Ю. Врадий в выступлении «Мемориал экипажу танкера «Туапсе» в Одессе» рассказал об одном из эпизодов времен холодной войны– захвате в 1954 г. советского нефтеналивного танкера «Туапсе» флотом Тайваня и дальнейшей судьбе экипажа арестованного судна.
Н.Д. Витко посвятил свой доклад проблемам развития экономических связей между Таиландом и Китаем с конца ХХ века. Торговый оборот между странами стал нарастать с 1975 года, когда были установлены дипломатические отношения между КНР и Королевством Таиланд. Двусторонняя торговля имела низкие темпы роста вплоть до конца ХХ века, многократно уступая по своим объемам товарообороту Таиланда с традиционными партнерами в лице США и Японии. Однако с 2000 г. по 2015 г. тайско-китайская торговля выросла более чем в 10 раз, с 6 млрд долл. США в 2000 г. до64 млрд долл. США в 2015 г. С 2013 г. Китай стал главным торговым партнёром Таиланда. Вместе с изменением объёма торгового оборота между странами наблюдается изменение структуры торговли: место продовольственных и сырьевых товаров занимают комплексные товары промышленного производства.Дальнейшее исследование экономических связей Китая и Таиланда позволит определить факторы роста двухсторонней торговли и характер связи между ростом торговли с Китаем и снижением объёмов торговли с Японией и с США.
Ю.В. Латушко в выступлении рассказал о теории и практикенационального строительства в отношении малочисленных народов КНР. Эмпирической основой его исследования стали данные печатных и электронных СМИ Китая, а также полевые материалы. В конституции КНР провозглашается право каждого народа страны свободно использовать и развивать свой язык и письменность. Отношение официальных властей Китая не является одинаковым применительно ко всем народам. В расчет принимается численность, социально-экономическое положение, исторический опыт взаимодействия с тем или иным народом. Сегодня никто не пытается любой ценой сохранять традиционный уклад жизни коренных малочисленных народов, не в последнюю очередь по причине почти полного его уничтожения defacto. Так, например, этническая идентичность “хэчжэ” сегодня скорее культурно и экономически, нежели хозяйственно-территориально обусловленный феномен. Замеры этнической идентичности в смешанных семьях показывают устойчивую тенденцию к аффилиации по миноритарной линии. Однако, как показывает новейшая история Китая, маятник может быстро качнуться в обратную сторону в случае изменения политики государства в отношении тех или иных «миньцзу». Это может произойти в случае намерения властей регламентировать и/или ограничить доступ к ресурсам и благам, которые предоставляет статус меньшинства. Исследование Ю.В. Латушко стало возможным благодаря финансовой поддержке гранта РФФИ № 16-31-01043.