Должность: главный научный сотрудник
Подразделение: Отдел этнографии, этнологии и антропологии
Ученая степень: доктор исторических наук
E-mail: starcev.42@mail.ru
SPIN: 3497-2975
Ринц ID: 104367
Тема докторской диссертации: “Проблемы этнокультурного развития удэгейцев во второй половине XIX – XX вв.”
Дата защиты: 2002 г.
Сфера научных интересов: материальная и духовная культура, традиционное и современное хозяйство народов Дальнего Востока, преимущественно народов тунгусо-маньчжурской языковой группы. Большой интерес вызывают проблемы этногенеза, национальные предания, народное искусство и др.
Краткая биография:
Родился 17 июля 1942 г, образование высшее (Исторический факультет ДВГУ, 1977 г.). В ноябре 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «История удэгейцев (вторая половина XIX – 70-е гг. XX в.)» по специальности 07.00.02. – История СССР; В мае 2002 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Проблемы этнокультурного развития удэгейцев во второй половине XIX – XX вв.» по специальности 07-00-07 – этнография, этнология, антропология.
Общее количество публикаций: более 160 работ, опубликованных в личных, коллективных монографиях и сборниках. Из них: 5 индивидуальных работ, 9 коллективных. Лауреат премии имени В.К. Арсеньева.
Список индивидуальных работ
- Старцев А.Ф. Этнические представления тунгусо-маньчжуров о природе и обществе. – Владивосток: Дальнаука, 2017. – 232 с.
Автор рассматривает мифологические, исторические, анимистические, тотемические и другие представления, которые характерны для народов, стоящих на низком уровне социально-экономического и культурного развития. В книге содержатся исторические предания, выявляется их значение в культуре тунгусо-маньчжурских этносов Приамурья и Приморья, приводятся мифологические сюжеты о происхождении человека, родов и народов, мифы о животных и удачных промыслах. Изучаются почитание семейного духа и хранителя дома, культы священного дерева, сакральных скал и тотемных животных. Анализируются представления о многочисленных добрых хозяевах природы и злых духах. Относительно подробно освещены обряды и обычаи, запреты и приметы охотников. Особое внимание уделяется шаманам и вере в их возможности управлять духами и душами людей.
Издание предназначено для этнографов, историков и всех, кто интересуется историей и культурой коренных малочисленных народов южной части Дальнего Востока России. - А.Ф. Старцев. Ороки – орочёны, а не уйльта! К проблеме этногенеза ороков Сахалина… Владивосток: Дальнаука, 2015. – 163 с.
В монографии на основе литературных источников и архивных материалов рассматриваются проблемы этногенеза и этнической истории ороков Сахалина, более всего известных под этнонимами ольчи, ульчи, уильта, ульта и уйльта. Исследование представляет собой серию разделов, в которых рассматриваются проблемы этногенетического характера и доказывается, что этнической основой ороков были эвены северной части Охотского побережья, сыгравшие значительную роль в происхождении этноса несколько веков назад. Многочисленные этнические названия – это не разные фонетические звучания термина уйльта, а разные названия субэтнических групп ороков Сахалина. Книга предназначена для этнографов, антропологов, историков и всех, кто интересуется историей коренных малочисленных народов Дальнего Востока России. - Старцев А.Ф. Культурная антропология: развитие человечества и общества. Учебное пособие. Владивосток: Дальнаука, 2010. 260 с.
Учебное пособие представляет расширенное введение в культурную антропологию – науку, занимающую пограничное положение между естественными и гуманитарными дисциплинами. Автор ставит цель ознакомить читателя с научной картиной происхождения человека разных видов и общества, начиная от первобытного человеческого стада и кончая разными обществами полиэтнических государств. В пособии дана интерпретация антропологических и этнологических понятий и терминов, отражающих эволюцию человечества и этнических обществ во времени и пространстве с учетом культурных особенностей малочисленных народов Дальнего Востока. - Старцев А.Ф. «Наследник» Золотой империи. Владивосток: Дальнаука, 204 с.
Монография «Наследник» Золотой империи» посвящается всестороннему анализу легенды «Куань-Юне», широко распространенной среди удэгейцев и тазов в конце XIX столетия. Впервые эту легенду с историей Золотой империи связывал В.К. Арсеньев. Однако из-за недостатка материалов ему не удалось идентифицировать исторические события и героев легенды с историческими личностями.
Анализ нескольких вариантов легенды с использованием материалов В.К. Арсеньева позволил автору настоящего исследования идентифицировать главных героев предания с государственными деятелями Золотой империи и известными людьми этого государства. Также автору удалось выяснить и происхождение предания «О Куань-Юне», о чем и говорится в главах предлагаемой книги. - Старцев А.Ф. Культура и быт удэгейцев (вторая половина XXI – XX в.). Владивосток: Дальнаука, 2005. 444 с.
Работа посвящена проблемам этнокультурного развития удэгейцев – одного из малочисленных тунгусо-маньчжурских народов Нижнего Амура и Приморья. В исследовании рассматриваются вопросы развития традиционного и современного хозяйства, материальной и духовной культуры. В работе используется соответствующий методологический инструментарий, показаны существенные изменения в разных компонентах традиционно-бытовой и современной культуры второй половины XIX – XX в., характерные для всех коренных малочисленных народов исследуемого региона. - Старцев А.Ф. История социально-экономического и культурного развития удэгейцев (середина XIX – XX вв.). Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2000. 256 с.
Работа посвящена традиционному и современному хозяйству, материальной и духовной культуре удэгейцев – одного из малочисленных тунгусо-маньчжурских народов Приамурья и Приморья. - Старцев А.Ф. Материальная культура удэгейцев (вторая половина XIX – XX в.). Владивосток: ДВО РАН 1996. 156 с.
Работа посвящена материальной культуре удэгейцев – одного из малочисленных народов юга Дальнего Востока России. В книге подробно описываются традиционные и современные поселения и постройки, одежда и украшения, пища и утварь, сухопутные и водные средства передвижения; также показывается идентичность культуры удэгейцев и народов Приамурья, что свидетельствует об общем процессе их этногенеза.
Статьи
- История появления и функционирования этнонимов ороков Сахалина
- Этнические названия ороков Сахалина в трудах Российских и японских ученых
Авторский текст в коллективных трудах
- Народы Дальнего Востока СССР в ХУП-ХХ вв. Историко-этнографические очерки. М., 1985. С.101-123; Объем книги
- История и культура удэгейцев. Л., 1989. С.28-67, 107-137, 145-147. Объем книги 190 с.
- Крестьянство Дальнего Востока СССР ХIХ-ХХ вв. (Очерки истории). Владивосток, 1991. С.281—295; Объем книги 416 с.
- Верхний и средний Бикин. Природа, ресурсы, население, статус территории. Владивосток, 1993. С. 34-57. Объем книги 59 с.
- История и культура ульчей в ХУП-ХХ вв. Историко-этнографические очерки. СПб., 1994. С.36-49, 136-158; Объем книги 177 с.
- Демографические, экономичечские, социальные и культурные проблемы развития народов Дальнего Востока в условиях экономических реформ и демократических преобразований. М.: Наука, 1994. С.5-45, 153-164, 168-181. Объем книги
- Культура охотников России. Токио: 1998. Опубликовано на японском языке. С.209 —254. В приложении этой книги имеется 8 авторских рисунков в цвете, с изображением промыслового снаряжения удэгейского охотника. Объем книги 324 с.
- История и культура орочей. Историко-этнографические очерки. СПб.: Наука, 2001. С.27-60, 134-153; Объем книги 172 с.
- История и культура нанайцев. Историко-этнографические очерки. СПб, Наука, 2003. С.63 – 140 (в соавторстве с Ю.А. Сем); Объем книги 326 с.
- История и культура Дальневосточных эвенков: историко-этнографические очерки. Санкт-Петербург: Наука, 2010.С.179-221 (в соавторстве с В.А. Тураевым). Объем книги 335 с.
- История и культура негидальцев: Историко-этнографические очерки. Владивосток: Дальнаука, 2014. С.5-10, 22-41, 131-137, 284-323; (с. 42-66, 75-124 – в соавторстве с Д.В. Янчевым). Объем книги 350 с.
- Россия и народы Дальнего Востока: Исторический опыт межэтнического взаимодействия (XVII-XIX вв.). Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2017. С.66-82, 225-249 (в соавторстве с В.А. Тураевым). Объем книги 364 с.
Кроме авторских монографий, коллективных монографий и научных статей, об этнокультурном развитии малочисленных народов Севера за 1971—1997 годы опубликовано 58 статей в краевых и республиканских газетах. Статьи посвящены защите территорий традиционного природопользования и социально-экономическим проблемам удэгейцев, нанайцев, тазов и других народов Нижнего Амура и Приморья.
Являясь специалистом в области этнографии малочисленных народов Нижнего Амура и Приморья Старцев А.Ф. с 1978 г. активно занимается изучением проблем социально-экономического и культурного развития удэгейцев, нанайцев, орочей, ульчей, эвенков и негидальцев. Определенный интерес проявляет к проблемам этногенеза и духовной культуры этих народов, что и нашло отражение в авторских монографиях, коллективных трудах и научных статьях.
- 2005-2009 гг. в должности профессора работал по совместительству на кафедре «Культурология» Владивостокского Государственного университета Экономики и Сервиса (ВГУЭС). Преподавал два предмета: «Социальная антропология» и «Теория и история культуры повседневности».
- 2000-2018 гг. член Ученого Совета Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.
- 2005-2012 гг. – член диссертационного Совета ДМ005.010.01 при Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН по защитам кандидатских и докторских диссертаций.
- 2009-2013 гг. член диссертационного Совета ДМ 212.055.07 при Дальневосточном государственном техническом университете по защитам кандидатских диссертаций.
- 2014-2018 гг. член диссертационного Совета Д 999.025.04 при Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) по защитам кандидатских и докторских диссертаций.