К итогам визита председателя КНР Си Цзиньпина в КНДР

Поездка была приурочена к 70-ой годовщине установления дипломатических отношений между двумя странами. Это первый за последние 14 лет официальный визит партийного и государственного лидера Китая в Северную Корею. Последний визит высшего руководителя КНР в лице Ху Цзиньтао состоялся в 2005 г., в ходе которого китайский лидер настоятельно рекомендовал северокорейскому руководству коренным образом изменить политический курс и встать на «путь реформ и открытости», что было негативно воспринято Генеральным секретарём ЦК Трудовой партии Кореи Ким Чен Иром. С тех пор китайские руководители не посещали Пхеньян, несмотря на то, что прошлый и нынешний руководители КНДР неоднократно приезжали в Пекин.

В первые пять лет своего руководства страной Ким Чен Ын ни разу не встречался ни с одним из глав иностранных государств. И только с весны 2018 г. он стал проявлять дипломатическую активность и первую зарубежную поездку начал именно со встречи с Си Цзиньпином. Всего с весны прошлого года и по настоящее время Ким общался с руководителем КНР пять раз, но ни разу это не происходило в столице КНДР.

Отметим, что к двустороннему саммиту стороны подошли очень ответственно и в духе «вечной дружбы». Визит Си Цзиньпина был объявлен «государственным», тогда как визит Ху Цзиньтао в 2005 г. считался просто «дружественным».

До начала встречи в верхах КНР и КНДР обменялись заявлениями в печати, отразившими позиции сторон. Центральный печатный орган КНДР газета «Нодон Cинмун» подготовила спецвыпуск, где особо было подчёркнуто, что приезд китайского лидера «напишет новую страницу в истории двух стран». В передовой статье отмечалось, что визит Си Цзиньпина в КНДР, несмотря на наличие множества сложных задач, обусловленных непростой международной обстановкой, включая американо-китайскую торговую войну и протестные демонстрации в Гонконге, является показателем того, насколько китайские власти считают важной дружбу между двумя странами.

В свою очередь Си Цзиньпин в интервью для китайских СМИ заявил, что его визит в Пхеньян является не только подтверждением традиционной дружбы между двумя странами, но и обеспечением прогресса в решении проблем Корейского полуострова исключительно политико-дипломатическим путём. Он выразил готовность и в дальнейшем оказывать всемерную поддержку КНДР в обеспечении национальной безопасности. Особо было подчеркнуто, что любые изменения международной ситуации не скажутся на дружбе между двумя странами, а также то, что Пекин готов принимать конструктивное участие в решении проблемы денуклеаризации Корейского полуострова.

Некоторые отечественные и зарубежные аналитики и эксперты попытались назвать саммит в Пхеньяне «большой игрой» и придать ему ауру конспирологии в контексте предстоящей встречи Си Цзиньпина и Д.Трампа в Японии. Между тем, Пекин на официальном уровне категорически заявил, что «увязывать государственный визит председателя КНР Си Цзиньпина в Северную Корею и планируемую встречу китайского лидера с президентом США Дональдом Трампом в Осаке не стоит, т.к. у Пекина и Пхеньяна есть своя двусторонняя повестка. Некоторые эксперты считают, что Китай может использовать этот визит в качестве рычага давления на США. Пекин всячески подчеркивает, что Китай и КНДР – соседи, которые длительное время сохраняют дружественные отношения и традиции обменов на высоком уровне, а поэтому выражает надежду, что «общественность сформирует четкое представление о визите председателя КНР и о нашей решительной приверженности к дальнейшему развитию дружественных отношений с Пхеньяном, а также воздержится от попыток провести неверные и неоправданные связи». (Пресс-релиз МИД КНР от 20.06.2019 г.)

Вместе с тем полагаем, что визит китайского лидера в КНДР не стоит отделять от взаимоотношений КНР и США. Китайская сторона рассматривает Северную Корею как весомый аргумент в общении со своим заокеанским партнёром. Вопросы отношений с США постоянно обсуждались на встречах Ким Чен Ына и Си Цзиньпина, и этот визит не стал исключением. Многие ожидали ответа на вопрос: будет ли Китай после северокорейских «ядерных демаршей» традиционно поддерживать Пхеньян, либо же он изменит свою позицию в угоду отношениям с США? Ответ на него озвучил Си Цзиньпин после встречи с Ким Чен Ыном. По его словам, «Китай будет усиливать координацию и взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, включая КНДР, чтобы активно продвигать денуклеаризацию Корейского полуострова и достичь прочного мира в регионе». Своим визитом в Пхеньян Си Цзиньпин показал и противникам, и сторонникам, что Китай был и останется одним из главных бенефициаров переговорного процесса по проблеме стабильности на Корейском полуострове и в регионе в целом.

Несмотря на фрагментарную освещенность итогов китайско-северокорейского саммита можно полагать, что две стороны в дальнейшем в своих отношениях будут придерживаться следующих позиций:

  1. Приверженность положениям «дорожной карты» поэтапной денуклеаризации Корейского полуострова и наполнение её новыми идеями и предложениями;
  2. Все дальнейшие внешнеполитические шаги Китая и КНДР, касающиеся общего видения обстановки в регионе, должны быть возвещенными и взаимно скоординированными;
  3. Стороны будут ставить перед собой реальные цели по достижению стратегического взаимодействия и обмену мнениями по главным вопросам региональной политики, представляющим взаимным интерес.

Заведующий Лабораторией ситуационного анализа ЦАТИ ИИАЭ ДВО РАН Мишин Валерий Юрьевич
Младший научный сотрудник Лаборатории ситуационного анализа ЦАТИ ИИАЭ ДВО РАН Горячев Николай Николаевич
Старший лаборант Лаборатории ситуационного анализа ЦАТИ ИИАЭ ДВО РАН Разумов Егор Александрович