Однако накануне празднования 70-й годовщины образования КНР, той даты, которая имеет важное значение для всего мира, Соломоновы Острова преподнесли сюрприз, создав прецедент, который способен в будущем изменить геополитическую расстановку не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и во всём мире.
16 сентября с.г. парламент Соломоновых Островов подавляющим большинством голосов (27 – за, 0 – против, 6 – воздержались) высказался за установление дипломатических отношений с КНР. После 36 лет дипломатических отношений страна вышла из списка 17 государств, официально признающих Китайскую Республику (Тайвань). Специальная целевая группа, созданная правительством Соломоновых Островов, провела исследование, проанализировав эффект от имеющихся связей с Тайванем и возможные выгоды от дипломатического признания КНР. На основе подготовленного специалистами доклада правительство, соблюдая необходимые процедуры, провело голосование. Это решение поддержал и кабинет министров страны. Несмотря на то, что Тайвань активно лоббировал предотвращение «смены ориентиров», даже прибытие в Хониару, столицу Соломоновых Островов, заместителя главы МИД Тайваня СюйЦзяньСюя (который собирался объявить о «новых проектах для жителей Соломоновых Островов»)не изменило ситуацию. МИД Тайваня опубликовал в соцсетях сообщение, заявив, что «персонал и ресурсы будут немедленно выведены с территории Соломоновых Островов». Официально тайваньские дипломаты также заявили, что инициатива по разрыву дипломатических отношений исходила со стороны Тайваня.Эта ситуация вызвала отклик и с другого берега Тихого Океана – сенатор США М. Рубио заявил, что «правительство Соломоновых Островов находится под давлением Пекина, и он [сенатор] начнёт незамедлительно изучать способы разрыва всех связей США с Соломоновыми Островами, в том числе ограничение для них доступа к доллару, а также банковским расчётам через финансовую систему США». Учитывая, что Рубио является одной из главных фигур республиканцев, имеется основание полагать, что скорее всего он выразил в этих словах мнение всей партии.
Так или иначе, решение было принято демократическим способом, и правительство Соломоновых Островов собирается представить программу по взаимодействию с КНР. Вероятнее всего, страна присоединится к проектам КНР по глобализации мировой торговли и построению новой системы мирового порядка. Выгоды для небольшого государства в данном случае очевидны – участие в китайских проектах способно придать положительный импульс экономике, особенно учитывая, что страна имеет достаточно большие запасы полезных ископаемых, которые в настоящее время не разрабатываются.
На наш взгляд, в данном случае особенный интерес вызывает не столько то, как именно в дальнейшем будут развиваться отношения между Пекином и Хониарой. Гораздо важнее, что из 16 государств, официально признающих Тайвань, 5 (Науру, Кирибати, Палау, Тувалу, Маршалловы Острова) находятся в Океании. И они (за исключением Маршалловых Островов, находящихся в «свободной ассоциации с США») вполне могут заявить о своём признании КНР. Особенно в том случае, если Соломоновы Острова получат явную экономическую выгоду от своего решения, и не подвергнутся санкционному воздействию со стороны своих «традиционных партнеров». Если подобная «цепная реакция» всё же последует, то в дальнейшем к ней могут примкнуть Парагвай, Гондурас, Гватемала и Никарагуа. Учитывая, что КНР давно и успешно проводит политику партнёрства с государствами Центральной и Латинской Америки, четыре вышеупомянутых страны уже имеют возможность убедиться в той пользе, которую можно извлечь из дружбы с КНР. Для Никарагуа это особенно важно, так как весьма вероятно, что именно по причине отсутствия дипломатических отношений между Манагуа и Пекином был заморожен амбициозный проект Никарагуанского Канала, который в случае реализации, может дать этой центральноамериканской стране большое логистическое преимущество.
М.н.с. Лаборатории ситуационного анализа ЦАТИ ИИАЭ ДВО РАН
Горячев Н.Н.