Летом 2019 г. сотрудники Лаборатории, при участии коллег из Отдела этнографии, этнологии и антропологии ИИАЭ ДВО РАН, провели серию полевых исследований на Амуре (с. Кондон, с. Бельго), Сахалине (г. Южно-Сахалинск, г. Корсаков, г. Холмск, с. Озерское, с. Лесное), Камчатке (г. Петропавловск-Камчатский, г. Елизово). Собирался фольклорный и ботанический материал, изучалось современное природопользование, актуальное состояние декоративно-прикладного искусства и ремесел, современная этно-культурная идентичность и историческая память в этнических сообществах, а также пополнялись сведения о социально-экономическом развитии указанных районов. Отдельной проблемой, по которой осуществлялся сбор информации, являлся вопрос исторического наследия айнской культуры на Дальнем Востоке России.
Амурский этнологический отряд в составе: Ю.В. Латушко, А.П. Самара, Е.Г. Белой и А.В. Левченко, прошел по реке Девятка (приток р. Горин) от района Мория Хурэн (широта: 51°14’42.84″С, долгота: 136°40’25.44″В) до озера Эворон севернее устья р. Сироки, местность Када Хачан (широта: 51°27’1.32″С, долгота: 136°27’19.86″В) около 60 км. Стационарным пунктом экспедиции стало село Кондон, откуда был предпринят выезд в с. Бельго. Район села Кондон (один из культурных центров горинской группы нанайцев) интересен своим выгодным географическим положением на границе Среднего и Нижнего Амура. Как известно, границы нескольких природно-территориальных комплексов чрезвычайно разнообразны с точки зрения растительного и животного мира и издревле привлекали людей, особенно охотников и собирателей. Кроме того, этот пункт лежит на естественном маршруте, соединяющим основной бассейн р. Амур с бассейном р. Амгунь, р. Тугур и далее Тугурским заливом Охотского моря. По мере движения с юга на север менялись и традиционные системы жизнеобеспечения местного населения – от рыболовства к оленеводству. Часть топонимов, таких как гидроним Сироки (река, впадающая в оз. Эворон), восходят к эвенкийской лексике (северо-тунгусской), часть – к более южной (нанайской), что отражает не только естественную, но и культурную границу.
Еще одна экспедиция (в составе Ю.В. Латушко, Н.Л. Свистова и Р.А. Грицкевича) была проведена на Южном Сахалине. Здесь основной задачей был пространственный анализ системы расселения айнов Сахалина и работа с музейными коллекциями Сахалинского краеведческого музея. Были обследованы ранние айнские поселения, известные из дневников путешественников, военных, землеустроителей и научной литературы, а также по археологическим данным. Кроме того, фиксировались объекты этно-исторического периода, собирались сведения по жилищам, коммуникациям и природопользованию местного населения. Результаты, в том числе и ландшафтные изыскания, должны стать базисом для дальнейших культурно-антропологических исследований и позволяют лучше представлять взаимосвязь культуры и природного окружения. Типичным для айнской культуры, например, было расселение небольшими стойбищами (два-три жилища) вблизи нерестовых речек и озер, а также невдалеке от берега моря, обязательным было наличие сезонных поселений и проч. Данная модель существенно меняется с приходом русских и, особенно, во времена японской оккупации южного Сахалина. Такие же крупные поселения как Маука (современный Холмск) были местами торговли различных этнических групп юга с севером Сахалина, Амуром, островом Хоккайдо. Эти центры сформировались достаточно давно задолго до прихода русских или японцев на Сахалин.
Мониторинг современной идентичности айнско-камчадальской общины и исследование части этно-территориальной группы, известной под именем «курильцы» состоялись в завершении насыщенного событиями полевого сезона 2019 г. С этой целью на Камчатке работали Ю.В. Латушко и Г.Г. Ермак. В целом, можно констатировать, что у определенной группы жителей Камчатского края, представленной потомками от смешанных браков разных групп старожильческого населения Камчатки (300 чел, по оценке лидеров общины «Айну»), имеющих в родословных предков курильцев, может получить актуализацию этническая идентичность айну-камчадальские курильцы. Статистическую характеристику данного процесса можно будет увидеть после подведения итогов предстоящей Переписи 2020 г.
В завершении отметим архивную работу сотрудников лаборатории К.С. Картавцева и А.В. Фисенко с фондами Хабаровского краеведческого музея им. Н.И. Гродекова в рамках тем НИР лаборатории.
Таким образом, в 2019 г. состоялись важные, с точки зрения кадровой подготовки и накопления научной информации, экспедиции, результаты которых в самом ближайшем времени будут задействованы при подготовке научных отчетов и статей, а также послужат хорошим стартом для организации полевых исследований в ближайшие годы.